Я понятия не имел, что такое Xabungle, но когда увидел в магазине эту маленькую модель, тут же вцепился в нее мертвой хваткой. Сам вид бульдозера в виде (относительно) человекоподобного робота меня пленил. Уже потом выяснилось, что Combat Mecha Xabungle - это аниме сериал 1982 года авторства знаменитого Ёсиюки Томино, за пару лет до этого осчасливившего человечество первым Гандамом.
Надо сказать, что качество отливки оставляет желать много лучшего. Подозреваю, что это простой перевыпуск модели двадцатипятилетней давности, со всеми вытекающими: смещенными половинками деталей, щелями, неудобным разбиением на детали, плохой стыкуемостью. Разумеется, "на щелчках" модель тоже не собирается, всухую ее вообще нельзя собрать, из-за больших люфтов в соединениях она просто рассыпается на горку запчастей. Конструкция модели чисто физически не позволяет вращаться башне (торсу) - ее угол при повороте на более чем 30 градусов напрочь сносит установленный сзади топливный бак. Учитывая то, что для установки башни в корпус ее надо сначала повернуть на 90 градусов, решение более чем спорное. Так что пришлось бак отломать и приклеить заново уже просле установки башни. Не понял я и сакрального смысла установки верхнего пулемета на плече машины - как из него стрелять-то? Ладно, будем считать, что он управляется дистанционно.
Разумеется, мелкие детали сделаны довольно грубо и выглядят неаппетитно. Поэтому по возможности пришлось их выкинуть и заменить самоделками. Открытая кабина робота в штатном состоянии представляла собой довольно унылое зрелище - там банально ничего не было кроме грубой имитации кресла. Постарался придать ей больше жизни, добавив креслу обшивки из тонкой целлюлозной нетканки и фототравленых боковых деталей, а также оснастив кабину внутренним оборудованием: отпечатанной фотоспособом нормальной приборной доской, радаром, рычагами, верньерами и всякой непонятной фигней по бокам и позади, сделанной из кусочков пластика от упаковок, распиленных зубочисток, проволоки, оставшихся от других моделей мелких обломков. Штатную антенну фантастической толщины заменил на самодельную из кошачьего уса (ни одна кошка при этом не пострадала - они сами периодически выпадают :), лопату и топор тоже пришлось полностью сделать самому из эпоксидной шпаклевки и фольги, потому что предлагаемое в наборе при пересчете в реальный масштаб было бы похоже на надувные молотки, которые в парках продают. Кроме того, срезал с корпуса глухие наросты, призванные обозначать скобы-ступеньки, высверлил в нужных местах отверстия и вставил в них самодельные скобы из проволоки.
С точки зрения окраски, по большому счету, модель состоит из трех частей: зеленый корпус, желтые руки/ноги, и неокрашенные ступни/манипуляторы. Удобнее всего было бы красить их по отдельности, а потом уже склеивать, но, к сожалению, конструкция модели такого не допускает, на первых же шагах ступни и манипуляторы нужно вклеивать внутрь более крпуных деталей. Красить их потом мне показалось неудобным, поэтому решил наоборот, начать с них, а потом просто замаскировать на время окраски остального корпуса. "Неокрашенные" с точки зрения прототипа вовсе не означают неокрашенных на модели Светло-коричневый блестящий пластик надо было обратить в хорошо поработавший грубый "чугуний". Для начала модельным ножом выделил отдельные детали, потом покрасил все в смесь темно-серого и аллюминия. Штоки гидравлики выделил блестящим хромом, их кожухи выкрасил черным. Наточив ножом графитовой пыли с карандаша, пальцами втер ее поверх краски. Чтобы закрепить графит, покрыл все прозрачным лаком. Примерно в таком виде лапа могла бы выйти с фабричного конвейера, но у нас-то машина эксплуатировавшаяся круглые сутки под открытым небом, а не президентский лимузин. Так что следующим шагом стало ржавление. В принципе можно было бы обойтись рыже-коричневой краской, но в этот раз решил опробовать давно уже заначенный пузырек с железной пылью. Что может изобразить ржавчину натуральнее, чем настоящая ржавчина? Пыль растворяется в прозрачной лаковой основе и наносится на модель как обычная краска, ну а потом - дело времени и техники. Чистое железо очень быстро окисляется, превращяясь в ту самую ржавчину, ради которой все и задумывалось. Дополнительным бонусом
становится очень характерная фактура поверхности. Снова закрепив все матовым лаком, методом сухой кисти обозначил места, в которых поверхность
начищена работой до чистого метала, Выделил очень удобным для работе с мелкими деталями темно-серым Gundam marker (как фломастер, причем очень
легко стирается пальцем; соответственно, краска остается только в углублениях) углубления и другие тени, на чем покраска лап и манипуляторов и завершилась.
Корпус сначала задул хаки, потом, добавив в часть краски светло-песочный, а в оставшуюся - темно-серый, едва заметно выделил освещенные и затененные
участки сверху и снизу, соответственно.
Декали наносил по всем правилам: лак, decal set, декаль, decal sol, лак. К сожалению, в промежутке между предпоследним и последним этапом уже казалось бы навертво приварившиеся декали вдруг начали резко морщиться и сворачиваться. Еще один камешек в карму производителю - декали у них внезапно оказались резко аллергенны к декаль солу. Что мог спасти - спас, часть пришлось по краям ободрать. К счастью, поскольку машину и так планировалась изобразить сильно поработавшей и ободранной, то ничего катастрофического не произошло.
Это моя первая "квазитанковая" модель, поэтому пустился во все тяжкие, решив перепробовать максимально приемы окраски, практикуемые профессионалами и описанные в литературе. Поэтому следующим этапом стало нанесение фильтров. Фильтр - это покрывающий всю модель тонкий равномерный слой очень сильно разведенной краски. Поскольку основная окраска шла акрилом, фильтр сделал на основе масляной краски, разведенной в уайт-спирите. Фильтр нужен для того, чтобы придать визуальное единство по-разному окрашенным частям модели, сымитировав воздушную линзу, которая отделяет нас от настоящей машины при разглядывании ее через слой воздуха в несколько метров толщиной. В отличие от смывки, фильтр наносится на всю поверхность равномерно - и на выпуклости, и на вогнутости, и настолько разведенной краской, что цвет ее, в общем-то, и неважен. Как правило, наносятся несколько фильтров один поверх другого, вплоть до пяти; я обошелся на первый раз двумя: коричневым и серым.
Обычно я делаю смывку маслом, заливая модель и потом вытирая излишки тряпочкой, но на этот раз решил попробовать новый способ. Основой стала сильноразведенная коричневая тамиевская эмаль. Модель не заливалась целиком, краска шла в основном в нужные углубления, после чего я дал ей немного подсохнуть и, набрав на кисточку чистого растворителя, сгладил образовавшиеся границы. Получилось не слишком резкое выделение, но на выбранном масштабе это скорее даже хорошо.
Затем пришло время попробовать еще одну технику - т.н. fading. Заключается она в том, что на модель наносятся маленькие точки масляной краски различных цветов - белой, зеленой, коричневой, оранжевой - которая потом размазывается смоченной в уайт-спирите кистью до практически прозрачного и незаметного состояния. Причем светлые точки ставятся на открытых освещенных участках, темные - на затененных или поблизости от отдельных деталей. В результате общее покрытие лишается "игрушечной" однородности и выглядит естественно, как и должна краска на крупном объекте.
Настоящий триллер начался, когда пришло время ржавчины. Поскольку хотелось сделать аппарат сильно побитый жизнью, ржавчины должно было быть много. В дело пошла коричневая эмаль и соответствующий растворитель. Пятна ржавчины нарисовал кисточкой, разведенной краской пририсовал к ним потеки от дождей, эфект отколупывающейся краски изобразил, подведя верхние края пятен чуть более светлым тоном основного цвета. Эффекта мелкой ржавчины добился сухой кистью. Заодно постарался изобразить разный тип краски - оражевая шелушится гораздо лучше зеленой, поэтому на конечностях ржавчины больше, чем на корпусе.
На топливном баке и рядом с ним черной масляной краской изобразил потеки и пятна пролитого топлива.
Ну а потом произошло нечто совершенно неожиданное. Подкрашиваю какую-то мелочь на корпусе, и вдруг внезапно у Галлопа отваливается рука о.О Сама по себе. Смотрю - а там натурально разлом по локтевому суставу; причем на второй руке точно такой-же, но пока еще держится на честном слове. Буквально не дыша аккуратно пролечил пока еще живой сустав клеем. Теперь рука не гнется, но хотя бы целая. А что со второй делать? Судя по всему, пластик шарнира такой слабый, что не выдержал даже самых минимальных напряжений при сгибании-разгибании локтя и просто рассыпался в труху (удивление по поводу качества набора на этом этапе перешло уже в какую-то форму пессимистичной обреченности). Посмотрел на это дело, погрустил, а потом решил, что нет худа без добра, и решил ничего обратно не приклеивать. Будет пострадавший робот с оторванным с мясом манипулятором. Место разлома пришлось богато доработать всякой выломанной гидравликой и порванными проводами, чтоб смотрелось натурально - вроде неплохо получилось. В дело тут пошли отрезки проволоки, гитарных струн и найденные на дне ящика с мелочевкой стволы от артиллерийских орудий крейсера "Аврора" :)
Как уже не раз говорил, машина далеко не гаражного хранения. То есть порой попадает под дождик. А дождик смывает часть пыли, благодаря чему на вертикальных поверхностях обрауются характерные едва заметные полосы. Изобразил их с помощью очень сильно разведенной краски Flat Earth (тамиевская XF-52). Ну и раз уж речь зашла о пыли, то надо было запылить всю машину. Добавил в использованную для дождевых отметок краску немного песочной и белой и слегка задул из аэрографа верхние поверхности модели, нижнюю часть ног и другие места возможного скопления пыли.
Логическим завершением загрязнения стало нанесение, собственно, грязи. Грязь была получена разведением в матовой лаковой основе смеси натертых пастельных порошков коричневого, желтого и серого цветов. "Полученной кашицей" кисточкой обляпал нижнюю часть ног и немножко манипулятор. На этом окраска была торжественно завершена, модель задута матовым лаком и водружена на полку.
PS Для масштаба рядом - пачка сигарет и два бойца из аэродромной команды Luftwaffe в масштабе 1:72.