В этой части сервера размещены различные советы и маленькие хитрости по технике и технологии всех этапов моделирования. Они несомненно полезны как для начинающих моделистов, но вполне могут заинтересовать и опытных ветеранов "маленького мира".
Эти советы - плод коллективного разума мирового моделистского "супермозга" :) Они собраны со всего мира - из книг, журналов, с веб-сайтов, конференций и новостных групп. Присылайте свои наработки, делитесь с коллегами - слава ждет вас!
Ну а пока сервер наполняется, новички могут пройти ускоренный курс подготовки камика... эээ... новобранца ^_^
I. ПЕРЕД СБОРКОЙ
1) На этом этапе надо решить, что вы с ней, собственно, собираетесь делать. Как правило, есть два основных пути - либо собрать "как есть", то есть используя только входящие в комплект модели детали и декали, либо какои-либо образом индивидуализироват свои модель - выбрать ей другую схему окраски, доработать отдельные элементы и т. д. Начинающим моделистам разумнее начинать со сборки моделей "из коробки", без каких-либо изменений, постепенно усложняя свои модели.
2) Собирается и изучается информация о прототипе модели. Выбирается конкретная модификация и схема окраски, желательно - конкретная машина, которую вы хотите воплотить в модели.
II. СБОРКА
1) Тщательно рассмотреть инструкцию, уяснив для себя порядок сборки элементов и однозначно соотнеся элементы модели на литниках с их изображениями на инструкции. Проверить, не следует ли совершить каких-либо действий с отдельными элементами перед их склеиванием (например, положить груз в носовую часть, прорезать отверстия для держателей или покрасить стенки кабины изнутри).
Подготовить рабочее место и инструменты. Про место: его должно быть достаточно много, и оно должно быть хорошо освещено. Инструменты каждый подбирает себе сам, опытным путем, но минимальный набор должен включать в себя:
а) нож для отделения деталей от литников (скальпель, заточенный кусочек полотна ножевки, Tamiya Modeller's Knife - далее по вкусу). Лично я пользуюсь тамиевским ножиком со сменными лезвиями и горя не знаю.
б) средство для нанесения клея. Кисточка, спичка, спица. Мой выбор - Contacta Professional от Revell - небольшой пузырек с торчащей из него тонкой металлической трубочкой. наклоняя пузырек и водя трубочкой по склеивоемой поверхности. можно наносить клей с ювелирной точностью.
в) средства обработки пластика - надфили, наждачная бумага различной зернистости, тонкие сверла.
г) краски и кисти. Опционально - аэрограф или краска в аэрозольных баллончиках.
2) Покрасить мелкие детали, не отделяя их от рамок.
3) Отделить детали от литников, обработать места креплений ножом/надфилем/наждачной бумагой, дабы избавиться от заусенцев, и сложить по группкам в соответствии с инструкцией.
4) Аккуратно нанеся клей, склеить отдельные узлы модели. При необходимости скрепить склеиваемый узел резинками либо прищепками и оставить сохнуть. Пока не стоит склеивать узлы между собой и приклеивать мелкие детали. На этом же этапе более опытные моделисты заменяют часть деталей на самодельные или добытые из внешних источников - именно здесь в ход идут фоторавленные элементы, отлитые из эпоксидки или вырезанные из "баночного" полистирола детали, кусочки проволоки, пружинки, винтики, кошачьи усы и прочее, прочее, прочее.
5) Если на модели видны щели между деталями (вряд-ли они будут на японских моделях, но вот, скажем, ERTL-овские модели техники из "Звездных войн" грешат подобным недостатком), их можно замазать либо пластилином, либо (что, естественно, лучше) специальной шпатлевокй - например, ревелловской Plasto. Шпатлевке необходимо дать просохнуть, после чего обработать поверхность надфилями либо наждачной бумагой-"нулевкой" для облагораживания поверхности.
6) Склеить между собой крупные узлы. Если вы собираетесь красить модель нитрокраской или эмалями, поверхность надо загрунтовать. При использовании акриловых красок (вроде тамиевских) необходимости в грунтовке нет.
III. ПОСЛЕ СБОРКИ
1) Следующий этап - собственно, покраска. Тут миллион своих хитростей, чему посвящен специальный раздел нашего сервера. За подробностями - туда. Вкратце - красить можно либо кистями, либо аэрографом. Аэрограф позволяет добиться ровной окраски больших поверхностей без характерных для кистей полос. При окраске в несколько цветов сначала наносятся светлые, потом - темные. предпоследним наносится красный, последним - черный (иначе он вылезет из-под любой другой краски). Если модель имеет большую площадь, окрашенную в белый цвет, имеет смысл перед нанесением белой краски положить слой "серебрянки", чтобы собственный цвет пластика (если он отличается от белого) не затемнил покрашенную модель.
Для того, чтобы не закрасить то, что красить не надо (например, элементы остекления кабины, пятна основного цвета при нанесении камуфляжной окрасуки и т. д.) применяются так называемые "маски" - нечто, что можно наклеить на окрашенную модель, смело покрасить, а потом отодрать без вреда для нижележащих слоев краски. Материалами для масок служат специальная клеющаяся лента на бумажной основе (Tamiya Masking Tape), быстрогустеющие похожие на резиновый клей жидкости вроде Maskol фирмы Humbrol или его аналогов, вымоченные в сахарном сиропе кусочки бумаги, для прозрачных элементов - пленка Parafilm или клей БФ-6.
2) После покраски основы модели к ней подклеиваются заранее покрашенные мелкие детали. Возможно, для этого придется кое-где чуть соскрести краску, чтобы добраться до пластика и обеспечить его контакт с клеем. После склеивания по этим местам надо пройтись с кисточкой, закрасив их обратно.
3) В соответствии со схемой в инструкции нанести на модель декали (или наклейки).
4) В принципе, модель новичка готова. Для более опытного моделиста, впрочем, работа над моделью только начинается - именно сейчас он начнет превращать ее из игрушки в визуальную копию "живой" машины. Изображаются следы износа, повреждений, в соответствии с законами оптического масштабирования корректируется окраска, обрабатываются декали, наносится глянцевое либо матовое лаковое покрытие. Пожалуй, это - самой интересный момент в моделировании.
Вот, вкратце, и все. Собственный опыт и советы более опытных товарищей и коллег помогут вам получить максимум удовольствия от нашего замечательного хобби. В левом меню перечислены темы, по которым имеется более подробная информация. Удачи!
|