Новости
 Фигурки
 Модели
 How to
 Статьи
 Галерея
 Советы
 Файлы
 Форум
 Где купить
 Ссылки
 Поиск
 О сайте

 Модели:
Regult Scout
Fokker Z26
B-38 Wing
Rocinante
Nausicaa
Moewe wing
Qubeley Mk2
Cannon
Tortoise
MG Aile
Strike Gundam
TACO-LB1
Froger
VF-0A/S Battr.
Guren Type-02
Ni-Shiki Royal
Walker
Gallop type
Nausicaa
Gunship
Gundam
 RX-78-2
 MG Crystal
VF-25F Messiah
 Alto Custom
Mirage C05
 Selena RN
PTX-006[L]
 Wildraubtier
Steamgear
 Adamant
Weißritter
KDB-9 Sicle
Mirage C-04
 Atlas
Aaliyah
Cybaster
Ishtar
HCM Pro Zaku
Gurren
AT-ST
EX-15
Moebius Zero
HG Heavy Arm
Custom
Armored Core
Crest CR-C75U2
HG Murasame
Waldfeld cst
HG Blu Duel
Gundam
HG Savior
Gundam
HG Meteor Unit
MG Ball
Zegapain
AT-PT
ARC-170
Диарама с
Savoia S.21
Strike Noir
GAT-X105E
Паровой бот
Koubu
RX121-2
RX121-1TR-1
RGM-79QGM
VF-11 MAXL
MG RX-178
Gundam
Mk-II ver.2.0
Titans
Jigabachi AV
Uchikoma
PanzerGang
MG Shining Gundam
Small Missile
 Pod
Big Missile Pod
Terminus R-606
Nirvash spec 2
Freedom
 Gundam
Диорама с VF-1J
Slaughter Dagger
Еще Regult
 Scout
Shining Gundam
Perfect Grade
Wing Gundam
 Zero
WH40k: Basilisk
Leman Russ
RX-78 GP04
Gerbera
Штуковина
Кибероны
MSN-04 Sazabi
Мехбат
Мехбат-2
XXXG-01W
Wing Gundam
VF-1S Super
GAT-X105 Aile
Strike Gundam
Astroids 2
Astroids
AT-AT
Demolisher
Lightsaber
Dreadnought
Regult Soldier
Gundam Rx-78
Babylon-5
Starfury
MS-18e
 Kämpfer
 Фигурки
 Статьи
 How to

Play-Asia.com - Buy Video Games for Consoles and PC - From Japan, Korea and other Regions!


 Короткие линки
 ROBOTECH
 Porco Rosso
 Airbats
 БМА в СССР
 Лисандра
 Астис
 Мой ЖЖ
 Мой ВК
Geo Visitors Map
 

     PzGng I Ausf A (PanzerGang)

 


Модель: PzGng I Ausf A
Откуда: ~
Масштаб: 1/35
Производитель: самоделка

     Эта модель появилась как результат борьбы увлечения фантастикой, роботами и прочей ходячей машинерией. с современным хобби - коллекционированием моделей (1/35) и, как следствие, более или менее серьёзным изучением бронетехники и других видов вооружений, использовавшихся на театрах боевых действий WWII. Поводом к борьбе послужило знакомство с бензопанком, как частным случаем альтернативной истории (особенно после изучения работ С.Переслегина), и неоднозначное отношение к искусству аниме. Неоднозначность отношения заключается в борьбе между эстетическим наслаждением от созерцания моделей и навязчивыми сомнениями в возможности их технологического существования. В нижеприведённом тексте - попытка достигнуть компромисса.

     ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ИСТОРИЯ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ

     Bella, horida bella!
     Как известно, Первую мировую войну Германия проиграла вчистую. 171-я статья Версальского договора запрещала ввоз и производство в Германии броневиков, танков и всякого рода других подобных машин. Правда, несколько броневиков оставалось в полиции.
     Благодаря стараниям Г.Гудериана и поддержке рейхсканцелера А.Гитлера - ярого сторонника создания собственных панцерваффе, после денонсации запрещающих статей Версальского договора в 1935 году началась разработка и производство лёгких и средних танков, формирование танковых дивизий. Немецкое верховное командование, верное своему принципу концентрации сил, не стало, подобно французам, равномерно распределять свои танки по пехотным частям, а напротив, создавало мощные ударные части, костяком организации которых были танковые батальоны. Попытки некоторых военноначальников обзавестись своими танками не привели к особым успехам, т.к. на базе подобных воинских частей к 1940 году были всё равно сформированы танковые дивизии.
     Таким образом, немцы, проигравшие Первую мировую войну по их мнению, из-за танков, на сей раз именно на них и сделали основную ставку. Бывшие победители, французы и англичане, как ни странно, отдали свой прежний приоритет в теоретических разработках и безнадёжно отстали. Они рассматривали танки лишь как придаток пехоты. И поплатились за это.
     После встречи на Восточном фронте с советскими средними и тяжёлыми танками, имевшими противоснарядное бронирование и мощную танковую пушку, перед немецким командованием встал вопрос о создании собственной машины, превосходящей Т-34 и КВ по сумме боевых характеристик. Параллельно с этим шёл процесс модернизации имеющихся образцов. Так, на Pz Kpfw IV с лета 1942 года стали устанавливать 7,5 см танковую пушку с длиной ствола 43 калибра. Подкалиберный снаряд из KwK 40 с начальной скоростью в 920 м/с на дальности в 1000 м. мог пробить 87 мм стальную броню, тогда как бронебойный снаряд, выпущенный из советской 76 мм Ф-32 с начальной скоростью 612 м/с на таком же расстоянии мог пробить только 42-мм стальную броню.
     Однако германская танковая промышленность не могла в полной мере удовлетворить всевозрастающие потребности армии. Специфика организации производства не давала преимущества поточного производства, как это было устроено в СССР и США.
     Тянувшаяся с 1937 года разработка танка прорыва, который был бы в полтора раза тяжелее Pz Kpfw IV и имел 50-мм броню, была резко активизирована. Так на свет появился Pz Kpfw VI, разработанный Э.Адерсом и вначале изготовляемый фирмой "Геншель". В конкурсе на разработку так же принимали участие фирмы "Даймлер-Бенц", "MAN" и конструкторское бюро Ф.Порше.
     Несмотря на поддержку фюрером проекта Порше, выбор пал на машину Адерса, ставшую в последствии знаменитым "Тигром" (PzKpfw VI "Tiger"). Но на заводе фирмы "Нибелунген" в г.Линце в порядке частной инициативы Ф. Порше летом 1942 года изготовили 5 танков и 90 корпусов. Танки в последствии стали использовать как учебные, а из корпусов сделали неплохие истребители танков JagdPz "Tiger" (P) "Elefant".
     Неудача не оттолкнула Ф.Порше от танкостроения. Конструктор решил взять реванш и создать принципиально новую модель танка, но уже не гусеничном ходу, а на ступоходном шасси, то, что до него никто еще не делал в танкостроении. Что именно подтолкнуло конструктора к такому техническому решению для послевоенных исследователей остаётся загадкой. Видимо, здесь сыграл свою роль присущий Фердинанду Порше конструкторский авантюризм.
     История шагающих машин имела своё развитие в конце 19-го, начале 20-го века, но отдавала дилентазмом и не дала чего-то принципиально нового в техническом плане. Фердинанд Порше подошёл к новой трудной задачей с максимальной долей ответственности и немецкого педантизма. В период с июля до ноября 1942 года им был изучен весь европейский опыт по созданию шагающих машин, а так же опыт американских энтузиастов, опубликованный до войны. В итоге Порше решил остановиться на гидромеханической конструкции ступоходного движителя. Однако, в связи с занятостью Порше как председателя танковой комиссии (Panzerkomission) он не мог полностью заняться новым, и как он считал перспективным направлением. Поэтому все основные работы были поручены его заместителю по конструкторскому бюро Герхарду Шпееру, племяннику министра А.Шпеера.
     До июня 1943 года коллективом под началом Шпеера были перепробованы многие варианты проекта бронехода. В первую очередь конструкторы определились с количеством ног. Для первого образца решили остановиться на двух.
     Основной объём работ заняло конструирование тазового узла равновесия. Главная сложность заключалась в необходимости обеспечения надёжной работы механизма в горизонтальной и одновременно вертикальной плоскости. В ходе проектирования тазового узла компенсации равновесия были привлечены специалисты по проектированию трансмиссии концернов MAN, Daimler-Benz, Maybach, даже учтён опыт авиастроителей над He-177. Благодаря совместным усилиям был создан рабочий образец, который вполне сносно функционировал, несмотря на некоторые недостатки.
     Конструкторы отказались от установки на бронеходе вращающейся башни. И без того большая высота машины увеличилась бы, а центр тяжести вознёсся бы ещё больше. Было принято решение смонтировать вооружение в бронерубке (по аналогии со ShturmGeschutz), придав бронелистам большие углы наклона. Многие узлы и механизмы в целях ускорения проектирования и сборки были взяты от уже освоенных промышленностью серийных образцов.
     Несмотря на заинтересованность имперского министерства вооружений и боеприпасов в новом образце не удалось изготовить к началу летней компании 1943г. бронеход в металле, да и занятость конструкторского бюро Ф.Порше в разработке других образцов вооружений не могла положительным образом сказаться на интенсивности работ. Однако в декабре 1943 года на предприятиях фирмы "Алькетт" был изготовлен опытный образец шасси бронехода, получивший индекс VK1001. VK1102 представлял собой уже готовую модель бронехода, изготовленную из неброневой стали с полным комплектом оборудования и вооружения. После испытаний опытного образца на полигоне в Путлосе было принято решение изготовить предсерийный образец бронехода.

     Описание конструкции
     Компоновка бронехода - оригинальная, отделение управления и боевое отделение сверху, моторно-трансмиссионное снизу.
     В отделении управления находятся контрольные приборы, приводы управления, место механика-водителя, смещённое вправо относительно центральной оси.
     Боевое отделение располагалось сверху. В бронерубке было установлено орудие KwK 42, смещенное относительно продольной оси влево, с боекомплектом в 56 снарядов, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы горизонтальной и вертикальной наводки орудия, места командира, наводчика и заряжающего.
     В моторно-трансмиссионном отделении в нижней части бронехода располагался двигатель все его системы и остальные механизмы, а так же основной топливный бак.

     Корпус
     Корпус сваривался из кованных броневых листов с поверхностной цимментацией, расположенных под большими углами друг к другу. Такая мера позволяла при относительно небольшой толщине брони достигнуть приемлемой снарядостойкости. При сборке броневых листов применялись сложные формы соединения типа "ласточкин хвост" и двойной сварной шов.
     Люки для членов экипажа расположены в верхнем бронелисте. В корме корпуса имелся люк, через который осуществлялась экстракция стреляных гильз, а так же замена орудия.
     В задней части крыши рубки смонтирована командирская башенка с кольцом для установки зенитного пулемёта, унифицированная с PzKpfw IV.
     Толщина брони составляла: лоб - 40 мм, борт - 25 мм, корма - 15 мм, днище - 20 мм, крыша - 15 мм.

     Двигатель
     Maybach HL 108TR, 12-цилиндровый, V-образный (развал цилиндров - 60°), карбюраторный, четырехтактный, мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3.
     Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость двух бензобаков 350 л (240+110). Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 130 л, по бездорожью - 160 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топливных насосов Solex. Карбюраторов - два, марки Solex 40 JFF II.
     Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором, расположенным с задней стороны двигателя. Решётка радиатора снабжена бронированными жалюзи
     Двигатель смонтирован на жесткой мотораме с гидропневматическими компенсаторами вибрации. Двигатель вращал электрогенератор.

     Трансмиссия
     Трансмиссия состояла из коробки передач, главного фрикциона, узла компенсации равновесия.
     Шестискоростная коробка передач SSG76 . трехвальная, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами. В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.
     Узел компенсации равновесия оригинальной конструкции, с использованием частей планетарного механизма PzPpfw IV, приводимый в действие от вала отбора мощности.
     Автоматические сервоприводы управления гидравлические, на 75% унифицированные с PzKpfw VI.

     Ходовая часть
     В каждой шаговой опоре находится замкнутая гидравлическая система, состоящая из двух рабочих гидравлических цидиндров, магистралей высокого давления, электрического масляного насоса высокого давления и масляного резервуара. Броня является основным несущим элементом конструкции, все узлы и механизмы смонтированы в забронированном пространстве.

     Электрооборудование
     Выполнено по двухпроводной схеме. Напряжение 36 Вт. Источники: генератор Bosch GTLN 650/36-1500 мощностью 0,18 кВт, шесть аккумуляторов Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: два электростартера Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт, два маслонасоса, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, электроспуски пушки и пулеметов.

     Средства связи
     Радиостанция Fu 5, имеющая дальность действия 6,4 км телефон и 9,4 км телеграф.

     Вооружение
     Танковая пушка KwK 40 с длинной ствола в 40 калибров. Боекомплект 56 снарядов. Устанавливался стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части бронерубки, имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

     Движение машины осуществлялось путем возвратно-поступательного движения шаговых опор, имитирующих движения задних ног лошади. Равновесие обеспечивалось корректирующими движениями тазового узла в вертикальной плоскости и наклонами корпуса вперёд-назад. Вначале прорабатывался вариант с полюбившейся Ф.Порше связкой "динамо-машина - тяговые электромоторы". Но в таком случае полезная масса машины оказывалась ничтожно малой, и о броне и крупнокалиберном орудии не могло бы быть и речи. Поэтому разработчики заострили своё внимание на гидравлике. Была проработана схема установки гидравлических цилиндров, которая требовала не больше 2-х цилиндров на каждую шаговую опору. Маслопроводы и вспомогательное оборудование было смонтировано внутри бронекорпуса шаговых опор.
     VK1001 в феврале 1944 года прошел испытания на Куммерсдорфском полигоне в целом успешно. Некоторая теснота боевого отделения и отделения управления (за счет размещения боекомплекта и внутренних топливных баков) была всё же меньше, чем, например, у советского Т-34, и не мешала экипажу управлять машиной.
     Перед началом испытаний некоторыми венными чинами было выдвинуто предложение построить одноместную или максимум двухместную машину. Однако в хоте испытаний было установлено, что механик водитель целиком поглощается задачей по управлению бронеходом и сохранением равновесия. Поручение ему других задач приведёт к излишнему перенапряжению и повышенной утомляемости.
     Были выявлены недостатки в масляной системе . было замечено, что при длительном движении на повышенных скоростях, связанных с частой сменой давления в масляной системе, часто выходили из строя уплотнительные манжеты. Также была выявлена повышенная загазованность боевого отделения в ходе боевых стрельб.
     Наличие качественного прицела позволяло уверенно поражать цели на расстоянии 2-2,5 тысяч метров. Удовлетворительные стрелковые характеристики, невысокая максимальная скорость передвижения . 20 км\ч. и большая высота машины даже в стояночном положении определили специализацию бронехода . машина сопровождения тяжелых артиллерийских систем и подвижный ДОТ в системах долговременных укреплений.
     Недостатки февральских испытаний были устранены в VK1002, который вышел на испытания в апреле 1944 года. Пройдя их, он был принят на вооружение под войсковым индексом PzGng I Ausf A (PanzerGang). Всего было изготовлено 120 машин, часть которых вошла в состав 1-й ("Адам", "Ева"), 2-й ("Тор", "Один"), 3-й ("Локи", "Циу") огневых батарей 600-мм самоходных установок особой мощности, часть была приписана к 653-му и 654-му батальонам 656-го танкового полка, на вооружении которого уже состояли истребители танков JagdPz "Tiger" (P) "Elefant". Часть была приписана к частям береговой обороны "Атлантического вала".

     Боевое применение.
     О боевом применении PzGng I сохранилось мало сведений. Известен эпизод из 1944 года, когда самоходные установки особой мощности подавляли Варшавское восстание. Тогда несколько PzGng I были выдвинуты к окраинам города для произведения разведки целей и оказали огромное подавляющее моральное воздействие на восставших . поляки в большом количестве бежали к центру города, разнося панические слухи и внося сумятицу в ряды обороняющихся варшавян. Некоторые историки склонны приписывать этому эпизоду едва ли не решающее значение в подавлении восстания, попутно сетуя на то, что подобные машины не были применены в уличных боях при обороне городов Германии. Однако не стоит забывать, что у поляков в Варшаве не было тяжёлого вооружения, что, однако, не помешало им достаточно долго держаться против частей вермахта. В таком случае огромные бронеходы могли оказаться сравнительно лёгкой добычей.
     Сведений о применении PzGng I в отражении высадки союзников в Нормандии не сохранилось, так как части, на вооружении которых они находились, попали под первую волну высадки и все PzGng I были уничтожены авиацией.
     Не стоит сбрасывать со счетов недоверие командования к новому, и весьма экзотическому виду техники. PzGng I грозила та же участь, что постигла самолёт-разведчик Bv-141, который был снят с вооружения после двух лет эксплуатации, его жутковатый внешний вид вызывал инстинктивное недоверие руководства "Люфтваффе".
     В послевоенный период технические решения, реализованные в PzGng I были применены GMC, агенты которой в послевоенной Германии под шумок вывезли в США не только заводские чертежи и уцелевшие машины, но и заводское оборудование и часть инженеров. Немецкий задел в создании бронеходов был использован компанией для изготовления и производства четырёхопорных лесозаготовителей, которые успешно трудились на делянках Финляндии и Канады. Военные образцы, изготовленные фирмой, американских военных не удовлетворили.

     Список использованной литературы:
- "Бронетанковая техника вермахта 1939-1945гг". П.Шмелёв, М, "Аст", 2003г.
- Материалы Интернет-ресурсов Бронесайт, Achtung Panzer
- Фотоальбом "Бронетанковая техника", М., "ГончарЪ", 1997г.

     Коротко о самой модели.
     Первый опыт самостоятельного конструирования. Полностью самодельная, масштаб - примерно 1/35 :). Материалы: картон, бумага, скобы от степлера, проволка, кембрики, зубочистки и т.д. Клей - ПВА. Все конечности подвижны, сделана попытка сымитировать гидравлическую тягу. Трос - обычная нить, прокрашенная серебристой гелевой ручкой. Общий вид - попытка стилизации несуществующего механизма под общий стиль немецкого танкостроения. Для этого и узнаваемые детали: командирская башенка, шаровая установка пулемёта, танковое орудие, люки членов экипажа, прибор ночного видения.
     Окраска - гуашь, "сухая кисть" ей же, рабочие части гидроцилиндров - серебристая гелевая ручка. Как сделать смывку по гуаши - не додумался :)

Сергей Лукъянчиков aka SerGL

Share |
 

 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

   

Copyright © 2001-2024 Buta Kokutai