...Отбросы Средиземноморья... Бандиты, пираты, контрабан-
дисты, шпионы и полицейские под прикрытием. Может быть, даже несколько уважаемых людей...
 
 
Самолеты
Гонки
Пираты
Фашисты
Война
Адриатика
Музыка
Свинья
Миядзаки Фильм Downloads
   
Гусь свинье не товарищ

      Воздушные пираты, нападающие на корабли и самолеты - красивый и устоявшийся миф, достаточно плодотворно эксплуатирующийся индустрией развлечений: достаточно вспомнить диснеевский сериал "Tail spin" (у нас шел под названием "Чудеса на виражах") или недавнюю игрушку от Microsoft "Crimson Skies". Но и за десятилетия до этого выходили комиксы, книги и даже фильмы об отчаянных флибустьерах пятого океана. Почему? Потому что это красиво ^-^
      И все-же история знает несколько примеров использования  гидросамолетов для захвата кораблей и их грузов. Правда, в этих случаях с воздуха действовали не пираты, а кадровые пилоты морской авиации.
      Во время Первой Мировой войны, 23 апреля 1917 года, германский цеппелин L23 под командованием капитан-лейтенанта Бокхольта во время патруля в Северном море районе Доггер-банки обнаружил норвежский трехмачтовый барк Royal, шедший в Англию с грузом пиломатериалов. L23 опустился и под дулами пулеметов заставил спустить шлюпку и принять на борт сначала досмотровую, а потом и призовую команду - поскольку первая посчитала древесину военной контрабандой. Барк и груз были арестованы и направлены в Куксхафен.
     Той же весной 1917 года, а именно 12 марта, 8-му гидроотряду русского Черноморского флота было приказано погрузиться на корабли и отправиться в район Босфора, чтобы осуществить разведку и аэросьемку береговой полосы и уничтожить бомбами артбатареи, установленные на мысе Кара-Бурун. Во время разведки над Босфором 26 марта 1917 года двухместная летающая лодка (экипаж - лейтенант Михаил Сергеев и унтер-офицер Феликс Тур) была обстреляна турками и села на вынужденную с пробитым баком вдали от русских кораблей. Турки решили захватить самолет и выслали для этого небольшую шхуну. Однако пилоты оказались не простой добычей: на остатках бензина они снова завели мотор и, не отрываясь от воды, понеслись навстречу шхуне, паля из пулемета. Не выдержав такой психологической атаки, турки отвернули, но русские не отставали, продолжая поливать палубу пулеметным огнем. Тогда экипаж погрузился на шлюпку и погреб к берегу, бросив корабль. Сергеев и Тур, сняв с самолета приборы и оружие, перешли на шхуну и через шесть дней привели ее к русскому берегу.
      Но если вышеприведенный случай был скорее вынужденной мерой, то операции немецкого рейдера "Wolf" ("Волк") стали новым словом в военно-морском деле. Это был достаточно большой (5809 брт) грузовой пароход, на который в 1916 году поставили несколько пушек, торпедных аппаратов и устройств для постановки мин - и загрузили двухместный гидросамолет Friedrichshafen FF33E, тут же прозванный "Wolfchen" ("Волчонок"). 30 ноября 1917 года "Wolf" вышел из Киля и направился к Южной Африке. Обогнув мыс Доброй Надежды, он вошел в Индийский океан, прошел через Аравийское море, мимо берегов Индии, обогнул Австралию и Индонезию, а затем тем же путем вернулся в Киль. Задачей рейдера была охота на торговое судоходство противника. Поход продолжался более 15 месяцев. В отличие от других рейдеров, в своих действиях "Wolf" опирался прежде всего на самолет. "Волчонок" главным образом служил разведчиком, обнаруживая торговые корабли стран Антанты и направляя к ним "Wolf". В ряде случаев самолет выступал в качестве дополнительного аргумента в пользу сдачи без боя, кружась над вражеским кораблем и сбрасывая рядом с ним в воду небольшие бомбы. А дважды торговые пароходы были захвачены экипажем "Волчонка" (в составе лейтенанта-цур-зее Штайна и оберфлюгмайстера Фабека) самостоятельно.
      Так, 2 июня "Wolf" встал для переборки машин на якорную стоянку у острова Санди у берегов Новой Зеландии. Внезапно на горизонте показался дым неизвестного судна. С полуразобранной машиной рейдер не мог догнать незнакомца, а тот не преминул бы вызвать английские крейсера, заметив за собой погоню. Да и просто оставаться без движения было опасно - корабль на якорной стоянке в пустынной гавани непременно вызовет подозрения. Задержать неизвестный корабль мог только "Волчонок". Самолет быстро достиг парохода (им оказаласа новозеландская "Wairuna") и сбросил на палубу вымпел с запиской "Приказываю немедленно повернуть на юг, к германскому крейсеру. Не пользуйтесь беспроволочным телеграфом. Не уничтожайте никаких бумаг. При невыполнении приказа будете уничтожены бомбами", добавив для убедительности бомбу метрах в двадцати перед носом парохода. Решив не искушать судьбу, капитан "Вайруны" подчинился приказу и сам привел свое судно к ожидавшему у берега рейдеру.
      А всего лишь через пару недель, 16 июня, сигнальщики снова заметили дым. Невооруженная и не оснашенная радиостанцией американская четырехмачтовая шхуна "Winslow" казалась легкой добычей, потому капитан "Вольфа" (фрегаттен-капитан Нергер) просто отправил "Волчонка" остановить судно и развернуть его к рейдеру. Правда, на этот раз не обошлось без небольшого приключения: сброшенный вымпел запутался в снастях, а взрыв бомбы заставил шхуну отвернуть - но в сторону, противоположенную нужной. Пришлось Штайну и Фабеку приводняться рядом с судном и, размахивая парабеллумом, нормальным немецким языком проорать нужные команды.
 
  увеличить в новом окне
Герой мифов

увеличить в новом окне
L23 и барк Royal

увеличить в новом окне
Мичман Михаил Сергеев. 1913

увеличить в новом окне
Гидросамолет FFEE3

увеличить в новом окне
Экипаж "Волчонка"

На главную
Copyright © 2000 Buta Kokutai