Назад | Вперед |
В первой половне семидесятых, особенно после встречи Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева с Президентом США Джимми Картером, в отношениях двух сверхдержав наметились явные сдвиги к потеплению. Эту тенденцию назвали "разрядкой". Было подписано несколько договоров по ограничению и контролю за вооружениями, в том числе запрещающие разработку оружия космического базирования и ограничивающий разработку систем противоракетной обороны. В космосе советские космонавты и астонавты США пожали друг другу руки во время исторического полета по программе "Союз-Апполон".
Программа "НЕРВ", и так ушедшая в тень после перехода на доктрину ядерного сдерживания с помощью стратегических ракет, с началом разрядки окончательно перестала интересовать Центральный Комитет и была официально закрыта совместным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №49 от 12 сентября 1978 года. Академия наук прекратила финансирование программы, а научные и опытно-производственные мощности ОКБ БМА были перенаправлены на ряд новых задач в сфере развития народного хозяйства и обороны страны. Возможно, Геннадий Икарьев и смог бы воспрепятствовать закрытию "НЕРВа", но он таинственно исчез в октябре 1975 года во время отпуска, который он с друзьями проводил на Селигере. По сей день тайна его исчезновения не раскрыта. Стоит отметить, что практически одновременно исчезли его жена и сын, а также несколько ведущих конструкторов ОКБ БМА с семьями. Куда? Этого узнать так и не удалось.
Последнее достоверное применение БМА - валка леса на трассе строительства Байкало-Амурской
Магистрали. Впрочем, злые языки утверждают, что все функционирующие БМА просто перегнали своим
ходом из Сестрорецка на Дальний Восток для консервации. На заключительном этапе машинам пришлось
передвигаться по вековой тайге. Впоследствии по инициативе Маршала железнодорожных войск СССР Паценко
планы строительства БАМ пересмотрели таким образом, чтобы воспользоваться уже готовой просекой
шириной свыше 450 метров, образованной проходом колонны БМА.
Малоизвестен тот факт, что при проходе колонны по более-менее населенным местностям погибло
свыше восьмисот пятидесяти инспекторов ГАИ - привлеченные радарными отметками быстро движущихся
"транспортных средств", они как мотыльки на огонь слетались к трассам, по которым шли гигантские
машины, и "ноги" БМА давили их одного за другим. Не помогали даже специальные постановления и
приказы по Министертву внутренних дел, напрямую запрещавшие сотрудникам ГАИ приближаться к
маршруту прохода БМА и вообще выходить на работу в эти "критические дни". Феномен, получивший в
научной среде название "ГАИ-лемминг", так и остался неразгаданным.
Переброска бригады БМА в Приамурье в любое другое время вызвала бы болезненную реакцию со стороны Китайской Народной Республики. Однако, незадолго до марш-броска БМА на восток скончался Председатель КНР товарищ Мао Дзе Дун. Последовавшие за этим перестановки в китайском руководстве, дело "Банды четырех" и другие внутренние пертурбации заняли все внимание китайской общественности, оставив переход отряда БМА практически незамеченным в Китае.
Назад | Вперед |