Назад | Вперед |
В начале шестидесятых годов вновь обострилась обстановка на Ближнем востоке. Поддерживаемый
США и их союзниками по НАТО Израиль вынашивал планы очередной агрессии против соседних арабских
государств. Руководство Сирии и Египта обратилось к Советскому правительству с просьбой
содействовать мирному урегулированию в регионе. В этих целях из СССР в Египет и Сирию прибыла
группа советников, а вооруженные силы этих стран получили новую советскую военную технику,
прежде всего самолеты, танки и зенитные ракетные комплексы.
Тогда же в недрах Генштаба родилаь идея провести полевые испытания БМА в условиях, максимально
приближенных к боевым. В Египет были направлены БМА-01 и БМА-02 с экипажами и группой технической
поддержки. В целях соблюдения секретности предусматривалось использование БМА не непосредственно
в боевых действиях, а в качестве инженерного обеспечения укрепрайонов. БМА рыли траншеи и
котлованы, строили мосты и противотанковые надолбы, переносили объемные грузы. Пожалуй, самой
известной операцией БМА в Египте стало изготовление в ночь с 5 на 6 июня 1960 года полной копии
Суэцкого канала в пустыне Сахара в трехстах километрах восточнее Нила. Именно этот ложный
ориентир спутал все карты штурманам англо-французских авиационных частей, готовых нанести
штурмовые удары по египетским войскам в зоне Александрии и Каира. Потеряв ориентировку, истребители-
бомбардировщики "Bucaneer" и "Vaotour" сочли за лучшее ретироваться. Более попыток оказать силовое
давление на Египет страны НАТО не предпринимали, и, лишившись их поддержки, Израиль вынужден был
отказаться от своих агрессивных планов.
Однако полностью сохранить секретность не удалось. Помимо арабских дехкан, БМА видели и
военнослужащие французского экспедиционного корпуса. Одним из них был начинающий
композитор-любитель, повар полевой кухни 18-го батальона 3-й пехотной бригады сержант Жан-Мишель
Жарр. Сделанные им снимки были первыми достоверными фотографиями БМА, появившимися на Западе.
В 1959 году после победы Кубинской революции в Западном полушарии появилось первое социалистическое государство. США с самых первых дней существования республики Куба пытались уничтожить молодое государство, не брезгуя никакими средствами: финансированием контрреволюционных банд, контрреволюционной подрывной пропагандой, экономическими санкциями и даже прямым военным вмешательством. Одним из инструментов давления на Кубу стала введеная США морская блокада острова.
Президент Кеннеди снял блокаду Кубы после того, как при невыясненных обстоятельствах исчез новейший атомный авианосец, флагман седьмого флота США USS "Nenets". Известно также, что через сорок минут после получения известия об исчезновении авианосца у Кеннеди состоялся разговор по "Горячей линии" с Н. С. Хрущевым. Еще через десять минут был подписан указ о снятии блокады. Тайна авианосца так и осталась нераскрытой. Немногие уцелевшие моряки рассказывали о "Морском дьяволе", прыгающем по палубам авианосца и кораблей сопровождения. В комиссию, созданной Конгрессом США для расследования инциндента, была представлена фотография, сделанная с борта одного из кораблей сопровождения. На снимке виден силуэт, схожий с БМА, на взлетной палубе авианосца. На основе этой фотографии госдепартамент США вынес ноту протеста СССР, однако советское правительство не признало обвинений, обвинив американцев в подтасовке документов.
Дело решили замять в связи с успешным разрешением карибского кризиса, однако это не помешало министерству обороны США начать собственную программу по разработке аналогов БМА. Впрочем, эта программа просуществовала недолго и была закрыта в 1967 году, так и не достигнув сколь-нибудь заметных результатов.
Некоторое время образ БМА использовался американской пропагандой в качестве символа советской военной угрозы, однако впечатляющие успехи советской космонавтики быстро переключили внимание идеологов на баллистические ракеты, которыми американцев удачно пугали вплоть до развала Советского Союза.
Назад | Вперед |