Назад
Оглавление
Персоналии

ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ... КОНЕЦ ИЛИ НОВОЕ НАЧАЛО?

БМА сегодня

БМА-00 и БМА-02 после пятнадцати лет консервации были разобраны на металл. Остов БМА-01 в 1992 году был продан в Китай, где превратился в центральный ресторан Шанхайского Народного Парка Развлечений имени товарища Цин У Ляо. Голова и фрагмент правой руки БМА-02 в настоящее время находятся в учебных ангарах Харьковского Института Приборостороения, где на них практикуются новые поколения будущих украинских инженеров.
И кто знает, может, один из сегодняшних студентов-мечтателей завтра встанет во главе возрожденного, как феникс из пепла, дела БМА? Поживем - увидим...


*******

Приложение: судьба винтокрылой машины

Вертолет Ми-1, списанный из 18 штурмового авиаполка Закарпатского ВО и специально модифицированный в 1957 году для нужд ОКБ (год проведения последней модификации ясно виден в двух местах на борту).

Необычна история появления этой машины на балансе ОКБ БМА. Завхоз ОКБ Михайло Станиславович Бячко в буквальном смысле вырвал ее из-под пресса. После долгого спора с представителем Минобороны и приемщиком металлолома передвижной мастерской РПМУ-8 ему все-таки удалось убедить обоих в бессмысленности перевозки тяжелой машины на Новую Землю ради переплавки; в конце концов на борту появился штамп "UN", то есть "Утилизация нерентабельна".
Так для заслуженного ветерана неба началась новая, трудовая жизнь. Где только не приходилось подниматься в небо, летать и приземляться скромному труженику науки! Арктика и Антарктика, леса Сибири и джунгли дельты Амазонки, побережье Лабродора и верховья Нила... Пожалуй, экипажи единстрвенного институтского вертолета не побывали лишь в Норвегии и Японии. Корпус машины несколько раз подкрашивали, хотя капитального ремонта (за исключением плановой переборки двигателя и главного редуктора в 1963 году) вертолет после списания из армии не проходил. В 1957 году, через два месяца после запуска первого советского искусственного спутника Земли, по просьбе второго пилота Сергея Ватрушина стекла кабины покрыли импортной светочуствительной пленкой типа "хамелеон", и они приобрели желтоватый оттенок. Стекла штурманской кабины пленкой не оклеивались, поскольку это мешало бы астронавигации; кроме того, штурман Н. Д. Боярков увлекался фотографированием птиц в полете и скорее смирился бы со слепящим солнцем, чем с искажением цвета оперения какой-нибудь редкой летающей твари.
Механики в строевых частях обычно накрепко затягивали контргайки крепление пилонов для подвесного вооружения, в результате чего их было практически невозвожно демонтировать штатными методами без нарушения структурной целостности несущих поверхностей. Так и пришлось мирным ученым летать на столь грозном с виду агрегате. По рассказам М. С. Бячко, бывшие пусковые НУРС идеально подходили для "контарбандного" провоза "Столичной" на точки полевых испытаний.


Фрагмент носовой части вертолета Ми-1 ОКБ БМА, находящегося в настоящее время на заднем дворе Главного корпуса НИИ Биоавтоматики (бывш. ОКБ БМА).

Интерес общественности к теме биомеханических агрегатов вновь оживился после выхода нашей работы, и новостные ленты принесли весть о начале съемок художественного фильма, сюжетная канва которого будет построена на основе реальных событий. Ну а пока смотрим трейлер!


Назад
Оглавление
Персоналии