Назад | Персоналии |
БМА-00 и БМА-02 после пятнадцати лет консервации были разобраны на металл. Остов БМА-01 в
1992 году был продан в Китай, где превратился в центральный ресторан Шанхайского Народного
Парка Развлечений имени товарища Цин У Ляо. Голова и фрагмент правой руки БМА-02 в настоящее
время находятся в учебных ангарах Харьковского Института Приборостороения, где на них практикуются
новые поколения будущих украинских инженеров.
И кто знает, может, один из сегодняшних студентов-мечтателей завтра встанет во главе
возрожденного, как феникс из пепла, дела БМА? Поживем - увидим...
Вертолет Ми-1, списанный из 18 штурмового авиаполка Закарпатского ВО и специально модифицированный в 1957 году для нужд ОКБ (год проведения последней модификации ясно виден в двух местах на борту).
Необычна история появления этой машины на балансе ОКБ БМА. Завхоз ОКБ
Михайло Станиславович Бячко в буквальном смысле вырвал ее из-под пресса. После долгого спора с
представителем Минобороны и приемщиком металлолома передвижной мастерской РПМУ-8 ему все-таки
удалось убедить обоих в бессмысленности перевозки тяжелой машины на Новую Землю ради переплавки;
в конце концов на борту появился штамп "UN", то есть "Утилизация нерентабельна".
Так для заслуженного ветерана неба началась новая, трудовая жизнь. Где
только не приходилось подниматься в небо, летать и приземляться скромному труженику науки!
Арктика и Антарктика, леса Сибири и джунгли дельты Амазонки, побережье Лабродора и верховья
Нила... Пожалуй, экипажи единстрвенного институтского вертолета не побывали лишь в Норвегии и
Японии. Корпус машины несколько раз подкрашивали, хотя капитального ремонта (за исключением
плановой переборки двигателя и главного редуктора в 1963 году) вертолет после списания из
армии не проходил. В 1957 году, через два месяца после запуска первого советского искусственного
спутника Земли, по просьбе второго пилота Сергея Ватрушина стекла кабины покрыли импортной
светочуствительной пленкой типа "хамелеон", и они приобрели желтоватый оттенок. Стекла
штурманской кабины пленкой не оклеивались, поскольку это мешало бы астронавигации; кроме того,
штурман Н. Д. Боярков увлекался фотографированием птиц в полете и скорее смирился бы со слепящим
солнцем, чем с искажением цвета оперения какой-нибудь редкой летающей твари.
Механики в строевых частях обычно накрепко затягивали контргайки
крепление пилонов для подвесного вооружения, в результате чего их было практически
невозвожно демонтировать штатными методами без нарушения структурной целостности
несущих поверхностей. Так и пришлось мирным ученым летать на столь грозном с виду
агрегате. По рассказам М. С. Бячко, бывшие пусковые НУРС
идеально подходили для "контарбандного" провоза "Столичной" на точки полевых испытаний.
Интерес общественности к теме биомеханических агрегатов вновь оживился после выхода нашей работы, и новостные ленты принесли весть о начале съемок художественного фильма, сюжетная канва которого будет построена на основе реальных событий. Ну а пока смотрим трейлер!
Назад | Персоналии |