Назад
Оглавление
Вперед


ПРОРЫВ В НЕИЗВЕДАННОЕ

Парадокс Аянкиной.

В январе 1959 года произошло событие, в корне изменившее судьбу проекта БМА. Из расположенной в 45 км от испытательного полигона ОКБ БМА колонии строгого режима для малолетних правонарушителей совершила побег осужденная Рина Аянкина. Более двух недель внутренние войска из охраны колонии и особисты, прикомандированные к полигону, прочесывали окресности в поисках беглянки - но найти ее не удавалось. Наконец, овчарки кинологичекой службы колонии взяли след... Этот след привел удивленных преследователей к застывшей в лесу громаде БМА-00. Экспериментальная модель мокла под дождем и снегом почти полгода, прошедшие с момента неудачных ходовых испытаний в конце лета 1958 года. Благодаря обильной смазке тавотом ничего не заржавело, хотя краска облупилась и местами обнажился металл корпуса. Следы вели к кабине. Но не успел наряд с отчаянно заливающейся лаем собакой выйти на прогалину перед БМА, как гигансткая машина дернулась, привстала, упала на четвереньки и бросилась, ломая вековые сосны, в лес, прочь от преследователей. К сожалению, случайным взмахом левой ноги наряд вместе с собакой был отброшен в протекающую в семидесяти метрах незамерзшую речку и не смог продолжить преследование.


Единственная фотография Р. Аянкиной до заключения в колонию.

Пропажа экспериментальной машины нанесла сильный удар по самолюбию служащих охраны полигона, и с этого момента они на полном серьезе подключились к поискам. Вскоре с вертолета, следовавшего по следам в виде поваленного леса, БМА-00 был обнаружен. Вертолет приблизился к машине и завис на безопасной высоте; начальник первого отдела ОКБ БМА Раджавхан Каджиев с помощью мегафона вступил в переговоры с Аянкиной. Беглянка отвечала жестами БМА - порой достаточно неприличными. После изнурительных трехчасовых переговоров у вертолета кончилось горючее, и летчики уже собиралсь уводить его на базу, когда Аянкина наконец согласилась сдаться властям. Она выторговала обещание не возвращать ее в колонию, снять судимость и выплачивать профессорское жалованье; взамен Рина согласилась работать в ОКБ БМА испытателем и уважать режим секретности.


Несмотря на свои невероятные способности к пилотированию БМА, Рина Аянкина не избежала производственных травм. В этом фрагменте Рина снята в полевом госпитале после того, как в столовой на нее плеснуло горячим борщом из автоматического раздатчика. 1959 год.

Спонтанная активация БМА, проишедшая при попытке задержания Аянкиной, не давало покоя ученым. Заполучив саму Рину, они провели массу тестов и экспериментов, но дело все не двигалось с мертвой точки. Особенно старалась разгадать загадку природы молодая аспирантка Надежда Рицукина. Она проводила в лаборатории дни и ночи напролет, порой забывая про еду и постоянно забывая про сон. И самоотверженность молодого ученого была вознаграждена! Именно Надежде Рицукиной удалось с точностью установить, что биомеханический управляющий комплекс БМА идеально отслеживал лишь движения глаз с прозрачной радужной оболочкой. Как известно, радужная оболочка без содержания пигментов характерна для глаз альбиносов. Именно поэтому пилотирование машины, чрезвычайно сложное даже для опытнейших испытателей, не представляло никаких проблем для Рины, которая с рождения была полным альбиносом со светлыми волосами и красными глазами.

Аспирант Надя Рицукина. 1958 год.
Крупномасштабное фото радужной оболочки глаза Р. Аянкиной (из медицинского дела).
Попытка имитировать глаза альбиноса искуственным путем не увенчались успехом - первые отечественные цветные контактные линзы, произведенные по спецзаказу в оптических мастерских Пулковской обсерватории, весили не менее 35 граммов и при малейшей перегрузке (в том числе и простом наклоне головы) вылетали из глаз пилота. Разработка специальных анизотропно-когерентных очков для пилотов позволило повысить степень синхронизации пилотов-неальбиносов, хотя их показатели все равно оставались гораздо хуже, чем у Аянкиной и других пилотов образованной впоследствии из альбиносов "Группы А". Лишь к середине семидесятых развитие технологий позволило вернуться к этой идее. В 1975 году по решению государственной комиссии очки ("Изделие ОАКСБМА-1") были переданы в мелкосерийное производство для создания мобилизационного резерва.


Пилот-резервист в контактных очках ОАКСБМА-1. 1975 год.

Как оказалось, повышенным уровнем совместимости с БМА обладают не просто альбиносы, а лишь альбиносы-подростки. Попытки имитировать биохимические показатели подростков путем инъекций различных гормональных препаратов взрослым альбиносам успеха не принесли. В целх обеспечения программы БМА необходимым количеством пилотов по всей стране начинается планомерный поиск и отбор подходящих кандидатур. Вскоре был создан первый отряд испытателей в составе четырех человек ("Группа А"). Теория Рицукиной получила полное экпериментальное подтверждение.


Кандидат наук Н. Н. Рицукина. 1961 год.

После устроенных для членов Политбюро ЦК КПСС и высшего генералитета показательных выступлений БМА-00, пилотируемого Р. Аянкиной, программа "НЕРВ" получила статус всесоюзной, в ведение ОКБ БМА были переданы несколько заводов, в том числе и завод №38 в Сестрорецке. Мощная производственная база позволила ОКБ в кратчайшие сроки подготовить к испытаниям сразу две новые машины - БМА-01 и БМА-02. Фактически БМА-02 был предсерийной машиной; с завершением его строительства началась подготовка серийного производства.


Шутливый рисунок в первоапрельском выпуске институтской многотиражки. 1959 год. Тогда еще никто не знал, что через несколько лет БМА-01 всерьез будут рассматривать как прототип боевых машин ближайшего будущего!

Назад
Оглавление
Вперед