Назад
Оглавление
Вперед


ПЕРВЫЕ ШАГИ БМА

"Чудо-оружие", не оправдавшее надежд.

В апреле 1945 года перед взором советских солдат, только что выбивших немцев из небольшого местечка Пенемюнде на балтийском побережье Германии, предстали странные машины и механизмы. В Пенемюнде располагался испытательный центр новых оборонных технологий Третьего Рейха. Наряду с ракетами "Фау-1" и "Фау-2", несколькими реактивными двигателями, парой управляемых планирующих бомб и других привычных видов оружия и вооружения, были обнаружены остовы непонятных конструкций, более всего походящих на гигантские моторизированные металлические доспехи высотой свыше 15 метров. Так впервые мир узнал об одном из самых засекреченных проектов Третьего Рейха - шагающих танках "Panzergolem".


Обнаруженные в Пенемюнде эскизные проекты немецкого чудо-оружия "Panzergolem".

Разработка немецких шагающих танков "Panzergolem" проводилась в рамках программы "Eisenvervassung" под руководством профессора Вернера фон Кранкенхауса в испытательном центре новых оборонных технологий Пенемюнде. К апрелю 1945 года, когда советские войска заняли Пенемюнде, работы дошли лишь до стадии макетирования отдельных узлов. Кроме того, поскольку англо-американская авиация подвергла Пенемюнде сильнейшему налету всего за несколько дней до прихода Советской Армии (этот налет можно смело отнести к первым проявлениям холодной войны - единственной задачей авиации союзников было не допустить попадания немецких разработок в руки советских специалистов), многие материалы, наработанные группой Кранкенхауса, были либо уничтожены, либо повреждены.


Профессор Вернер фон Кранкенхаус. Фото 1936 года.

Тем не менее, даже обнаруженного хватило для того, чтобы вспомнить об имеющихся отечественых разработках аналогичного профиля. Во время итогового доклада Сталину о немецких проектах "Чудо-оружия" Л. П. Берия упомянул и о "Панцерголемах", добавив, что он знает "...нескольких советских специалистов в данной области". Сталин задумался, потом покрошил в трубку три папиросы "Герцеговина Флор", своих любимых, долго ее раскуривал и наконец сказал "Ну что ж, товарищ Бэрия, пусть эти ваши специалисты посмотрят, разбэрутся". На следующее утро был готов Приказ Наркомата Внутренних Дел о возобновлении работ по програме "НЕРВ" на базе завода №17 и вновь востанновленного ОКБ БМА во главе с Геннадием Икарьевым. Заместителем Начальника ОКБ БМА по науке был назначен старый знакомый Икарьева, профессор Фуютский.


"Ударное штурмовое оборонительное оружие тип 7 - Сакурадан. Эскизный проект фирмы Nakajima, лето 1945 года.

В конце войны японские конструкторы попытались воспроизвести "Панцерголемов" на основе неполного комплекса чертежей, полученных весной 1945 года из Германии. Из трех немецких подводных лодок, вышедших из Киля курсом на Иокогаму с чертежами реактивных истребителей, баллистических ракет и "Панцерголемов" на борту, одна была потоплена британскими кораблями на траверсе мыса Горн, а еще одна - американским торпедоносцем Grumman TBM "Avenger" уже у берегов острова Хосю. В результате японские фирмы Nakajima и SOKO получили лишь обрывочную технологическую информацию и так и не смогли довести работы по "Ударному штурмовому оборонительному оружию тип 7 - Сакурадан (Лепесток сакуры)" даже до этапа эскизного проектирования.


Оперативная карта Токио и его окресностей с указанием целей для бомбардировщиков B-29 из состава Стратегического Воздушного Командования (САК) США. Стрелкой указано расположение опытного конструкторского бюро компании Nakajima, в котором проводилось большинство работ по проекту "Сакурадан".

Тем не менее, даже отрывочная информация о "Сакурадане", попавшая в руки американской разведки, вызвала состояние, близкое к панике. Комитет начальников штабов еще не был до конца уверен в успехе проекта "Манхэттэн", и перспектива вступить в наземные уличные бои с гигантскими бронироваными роботами сводила на нет все усилия, направленные на подготовку наземного вторжения на острова. Поэтому была проведена специальная операция "Давид": на первом этапе на основе агентурных данных были определены возможные места разработки и производства "Сакурадана". На втором этапе операции, начавшемся 25 июня 1945 года, по личному приказу командующего САК генерала Ле-Мэя восемьдесят тяжелых бомбардировщиков сбросили на "Цель №23" 720 тонн осколочно-фугасных и зажигательных бомб, превратив несколько кварталов Токио в выженную пустыню.

Первые успехи ОКБ БМА.

Имея за спиной опыт своих предвоенных наработок и проектов, созданных в Антарктиде, Геннадий Икарьев достаточно быстро разобрался в трофейных материалах. Результатом стала докладная записка на имя Л. П. Берия, убедительно доказывающая невозможность нормальной эксплуатации "Панцерголемов" и намечающая пути совершенствования технологии. Берия дал "добро", и работа в ОКБ БМА закипела. Начав с изготовления копий наиболее продвинутых вариантов "Панцерголемов", советские инженеры понемногу заменяли неудачные элементы конструкции узлами собственной разработки. Особые нарекания вызвала немецкая двигательная система, основанная на использовании нескольких десятков паровых машин различной мощности. Где возможно, пар заменили гидравликой, одновременно активно проводились исследования по принципиальной замене двигательной установки на более мощную и экономичную. Пробовали дизель, химические батареи, электро-статические и пружинные системы, - но ни одна из предложенных систем не давала принципиального преимущества.


Из-за недоведенности силовой установки первые испытания опытного экземпляра БМА проводились с использованием инерционно-механического привода, а попросту говоря, гигантской заводной пружины. На снимке сотрудники ОКБ специальным ключом с гидравлическим приводом заводят двигатель БМА перед испытаниями.

Наконец, проблема двигательного обеспечения каркаса была решена довольно оригинальным образом. Взамен паровым поршням "Панцерголема" или дизелям "АДАМа" было задействовано натуральное мышечное волокно. Разумеется, ни одно из существующих в наше время животных не обладает мышцами необходимых размеров, поэтому по предложению К. Фуютского с самого начала проектная группа, группа общих видов, двигателисты и прочнисты расчитывали на полученное искусственным путем клонированное мышечное волокно. Донором должно было послужить животное, достаточно мощное и одновременно холодоустойчивое, что обеспечивало бы эксплуатацию БМА в условиях русской зимы. Были опробованы бурый и белый медведь, россомаха, волк - но все без успеха. То один, то другой показатель полученного волокна не удовлетворял требованям конструкторов. Казалось, что перед группой встало непреодолимое препятствие... И вдруг в кабинете Икарьева раздался телефонный звонок. Звонил Кузьма Фуютский, за неделю до этого отправившийся отдыхать в Сочи. Взволнованным голосом он поинтересовался у Г. Икарьева, читал ли тот сегодняшнюю "Правду". Икарьев выкопал из-под рабочих бумаг положенную с утра секретаршей газету, развернул - и сразу же понял, что так взволновало его зама по науке. На первой полосе газеты была напечатана крупная фотография, на которой несколько человек аккуратно переносили достаточно крупную темную тушу. Подпись под фотографией гласила "Геологи переносят в грузовик мамонтенка Диму, более 20 тысяч лет пролежавшего в вечной мерзлоте".
Задействовав все свои связи, Икарьев добился выделения своему ОКБ нескольких образцов клеток мамонтенка. Во взаимодействии с учеными из Тимирязевской академии была клонирона проба мышечного волокна - как оказалось, идеально соответствовавшего требованиям ОКБ БМА. Работа закипела, биотехнологи Тимирязевки "сварили" более трехсот тонн мамонтятины, которая составила основу двигательной установки практически всех машин ОКБ БМА (единственным исключением являлся проект тропического варианта БМА-Т, предназначавшийся для экспорта в арабские страны: в нем предполагалось использовать ткани африканского слона; по независящим от ОКБ БМА причинам в 1967 году проект был закрыт).


Испытания первого советского БМА.


Напряженные минуты перед стартом. В бункере управления испытаниями - члены Государственной Комиссии, представители ОКБ и офицеры управления.

27 августа 1958 года начались ходовые испытания опытного экземпляря БМА-00. Всего было проведено восемь испытательных выходов БМА-00 под управлением заслуженного летчика-испытателя СССР майора Г. П. Селивановой. Сначала отрабатывались простейшие движения отдельных суставов, затем программа усложнялась вплоть до скоординированных движений двух конечностей. На 12 сентября были назначены первые испытания БМА-00 в режиме "ходьба". К сожалению, через три с половиной секунды после начала движения майор Селиванова потеряла управление аппаратом. Системы БМА-00 пошли вразнос, начался перегрев двигательной установки, вызвавший пожар. Потерявший координацию движений БМА рухнул на землю, через несколько секунд взорвались топливные баки. Спасти пилота не удалось.


Расшифровка "Черного ящика" позволила получить эту последнюю прижизненную фотографию первого испытателя БМА-00 майора Г. П. Селивановой. 12.09.1958 года.

Катастрофа БМА-00 и гибель Гали Селивановой были тяжелым ударом для коллектива ОКБ, но это ни на минуту не остановило работ по выяснению причин аварии. Благодаря тому, что уцелел "черный ящик" с записью телеметрии всех систем БМА-00, удалось выяснить, что нештатная ситуация была вызвана катастрофическим падением уровня синхронизации пилота с управляющим комплексом машины. Были проведены специальные тестовые испытания управляющего комплекса. Как оказалось, мозг среднего человека способен работать в полной синхронизации с управляющим комплексом БМА, находящегося в режиме "ходьба", не более двух секунд. Лишь немногие могли поддерживать синхронизацию свыше пяти секунд, и с этого момента поиск людей, подходящих для пилотирования БМА, превратился в один из приоритетов Первого отдела ОКБ БМА.
Именно тогда нештатной ситуации с БМА присваивается код "Ангел".


Ведущий программист проекта БМА тов. В. С. Курдихин с распечаткой результатов анализа энцефалограммы Г. П. Селивановой, сохранившейся в "черном ящике" БМА-00. 1958 год.



Назад
Оглавление
Вперед