Назад
Оглавление
Вперед


БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ!

В 1927 году, с отличием закончив институт, Геннадий уже дипломированным инженером вновь занимает должность главного инженера Обнинской фабрики гармошек. И хотя все силы молодой конструктор направляет на совершенствование самих гармошек и технологии их производства, детская мечта о гигантских человекообразных механических помошниках живет в его душе. В нерабочее время Геннадий Икарьев разрабатывает новые и новые проекты и переписывается со старшим доцентом Фуютским, которого к тому моменту перевели в Ленинградский государственный университет. Кузьма Фуютский, поверивший в молодого изобретателя, попытался выбить для Г. Икарьева место на кафедре прикладной механики ЛГУ, и образовать там специальную лабораторию, однако получил отказ за подписью первого секретаря Ленинградского обкома партии С. М. Кирова. Резолюция Кирова на записке Фуютского гласила: "Если бы Ленин считал, что Советскую власть нужно строить с помощью бездушных механических чудищ, он так бы и написал в "Апрельских тезисах".


Выдающийся советский партийный и государственный деятель, профессиональный революционер С. М. Киров.

Тем временем по молодой Стране Советов прокатилась волна увлечения гигантскими инсталляциями. Не миновала она и Обнинскую фабрику - на собрании коммунистической ячейки было решено изготовить гигантскую гармошку. Коллектив фабрики дружно поддержал почин коммунистов. Работа закипела, и уже через два месяца гармонь "ОФГ №2 им тов. Кальянова" была готова. На торжественном собрании, посвященном официальной приемке гармони, присутствовали партийные и комсомольские активисты уезда, были гости из Калуги и даже из Москвы. Тут то и выявился маленький недочет гармони - на ней невозможно было играть. Человеку не хватало ни силы, ни длины рук, чтобы растянуть меха на положенные пятнадцать метров, а использование коллектива гармонистов не позволяло извлечь из гармони какой-либо звук сложнее трехнотного аккорда.
И тогда молодой главный инженер вспомнл про свой давний проект "АДАМ". Используя эти наработки, он в рекордно короткий срок, всего за две недели, сконструировал "Механического автоматического гармониста-1", более известного просто как "MAGI". MAGI располагался на шасси от железнодорожной платформы, к кубической груди привинчивались детали рамы гармони ОФГ №2, две поршня растягивали меха, а к каждой клавише была подведена специальная управляющая тяга на механических реле с тросовым управлением. Внешне вся конструкция напоминала руки с тремя десятками пальцев-шупальцев на каждой. Располагавшийся на небольшом помосте в верхней части кубического корпуса живой гармонист специальным рычагом устанавливал желаемые параметры растяжения и сжатия мехов и наигрывал мелодию на выведенной на приборную панель клавиатуре. В дальнейшем предполагалось заменить гармониста автоматическим программируемым устройством на перфобарабанах, однако переход Г. Икарьева на другую работу помешал воплощению этих планов в жизнь.
Гармонь ОФГ №2 была непременным участником всех городских массовых мероприятий вплоть до 1941 года, когда она была эвакуирована на восток. К сожалению, в пути эшелон, перевозивший разобранную гармонь, попал под бомбежку и полностью сгорел.


Назад
Оглавление
Вперед