Оглавление
Вперед


НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ

Мечта Геннадия Йокобукина.

Геннадий Пантелеймонович Икарьев (Йокобукин) родился 18 сентября 1898 года в деревне Ступино Калужской губернии в семье приходского священника и жены приходского священника. С ранних лет у Гены проявилась тяга к различного рода механизмам. Особый интерес мальчика вызывали куклы, умеющие плакать, двигать руками и ногами, открывать и закрывать глаза. Нередко можно было увидеть Гену, сосредоточенно изучающего внутренности оторванной кукольной головы. Родители не могли нарадоваться на то, что их мальчик растет тихим и спокойным, любит читать и мастерить, не курит и связывается с плохими кампаниями.


Точно в такой же деревенской избе провел свое детство Гена Йокобукин. Репродукция с картины художника-передвижника Харитона Миядзакина "Утро в деревне", 1889 г.

В гимназии любимыми предметами Генадия стали физика и биология. Вступив в шестом классе в "Кружок изучения аэродинамики и практического воздухоплавания", Геннадий увлекся модныит тогда полетами и даже разработал планер с мускульным приводом. На губернских соревнованиях среди кружков и обществ воздухоплавания Геннадий собственноручно поднял свой планер воздух, завоевав второе место. К сожалению, при посадке планер был сильно поврежден и не подлежал восстановлению.


Еще будучи гимназистом, Гена Йокобукин построил и собственноручно испытал свой первый планер с педальным приводом. Фото 1913 года.

За тот полет друзья-гимназисты в шутку называли его "Икаром". В студенческие годы, примкнув к кружку недегальных марксистов, Геннадий избрал фамилию Икарьев в качестве своей партийной клички. Некоторе время после революции Геннадий по поручению партии работал Управляющим Центрального Банка, где подписывал все документы "Икарьев". Чтобы не вносить дополнительную сумятицу, при получении нового советского паспорта в 1922 году в графу "ФИО" он вписал "Икарьев Геннадий Пантелеймонович".

Первые опыты

В 1916 году в небольшом сарае Геннадий приступил к постройке действующей модели "Вездехода" - шагающей амфибии. Модель представляла собой лодку-плоскодонку, на которую навешивалось специальное устройство "шагоход", напоминающее пароходные колеса с шарнирными ступнями вместо гребных лопаток. Силовай установкой "Вездехода" должна была послужить небольшая паровая машина, однако на постройку или покупку машины уже не оставалось денег, поэтому первый вариант модели Геннадий решил делать с мускульным двигателем, благо опыт постройки педального планера у него уже был. К февралю 1917 постройка модели вошла в завершающую стадию, но закончена так и не была - революция без остатка захватила молодого изобретателя, и как член городского комитета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Г. Икарьев принимал активное участие в установлении новой власти, национализации заводов и мануфактур, введении продразверстки. По поручению партии Геннадий служил на посту управляющего Губернского отделения Центрального банка; сражался с антоновскими кулацкими бандами, работал главным инженером фабрики по производству гармошек, под псевдонимом "Антон Зоркий" писал статьи, очерки и фельетоны для уездной газеты "Заря".


Сборочный цех фабрики Обнинской артели по производству гармошек, 1920 г.

Лишь после завершения гражданской войны Г. Икарьев вернулся к обучению, поступив в Калужский Политехнический институт. Вновь проснулся его интерес к шагающей технике. Под руководством молодого доцента Кузьмы Фуютского Икарьев с небольшим кружком единомышленников разрабатывает Антропоморфную Дизельную Агитационную Машину (АДАМ). Эта разработка предназначалась для ведения просветительской работы среди верующих. И хотя молодым конструкторам и не удалось полностью воплотить в жизнь свои мечты и АДАМ не сделал самостоятельно ни единого шага, сам вид громадной фигуры, закрепленной на двенадцатиметровом кресте, со всей очевидностью доказывал превосходство человеческой мысли над безграмотными проповедями попов и их приспешников. АДАМа передали группе ПОЛИТПРОСВЕТа, которая использовала его в своих театрализованных представлениях "Прометей коммунизма" и "Долой мракобесие!". Последнее упоминание об АДАМе относится к 1927 году, когда он был списан с баланса Вологодского облтеатра "В связи с приходом в полную непригодность".


Оглавление
Вперед