Назад к основной странице
<<< Назад |  Оглавление  | Вперед >>>

   Герои "MACROSS PLUS"

     Сюжетообразующей основой "Macross Plus" является не действие, или, скажем, война, а довольно таки сложные взаимоотношения между персонажами и возникающие отсюда острые внутренние коллизии, что, кстати, и позволило мне охарактеризовать "Plus" именно как психологическую драму. К слову, о героях - больше всего в фильме мне НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, как Masayuki ухитрился нарисовать внешность всех без исключения действующих лиц. По моему субъективному восприятию, лица персонажей получились у него просто уродливыми. Особенно носы - в жизни я с юмором называю подобный тип носа "противотанковое ружьё". У Харухико Микимото, во всяком случае, все герои всегда получались симпатичными и сексапильными (особенно девушки!). Неужели в "Евангелионе" мы "имеем удовольствие" созерцать то же самое?
     Итак, главные действующие лица "Плюса", или, по-английски говоря, main characters:

     Sharon Apple.

    

     Шэрон Эппл (интересно - не намёк ли это на известного производителя портативных компьютеров знаменитой серии "Macintosh", фирму "Apple"?), вне всякого сомнения, ключевая фигура в мини-сериале. Поскольку без неё, как говориться, "и кина бы не было"…
     Шэрон Эппл - это персонаж, имеющий очень важное значение. Она воплощает в себе целых три измерения, если можно так выразиться…
     Первое - Шэрон являет собой "знак" виртуального мира и компьютерных технологий, активно вторгающихся в нашу жизнь последние десять лет (именно этот аспект особенно ярко проявлен в "Macross Plus: Movie Edition"); второе - она демонстрирует методы манипуляции психикой и сознанием; третье - Эппл и Мьюнг Фанг Лонг - это классический пример "истории о двойниках", о чём чуть ниже…
     Её песни оказались способны воздействовать на подсознание и изменять поведение людей… идеи о подобной психотехнике всё глубже внедряются в общественное сознание. "Подливают масла в огонь" и компьютерные игры, которые во многом подобны вышеозначенным технологиям (их даже уже называют электронным наркотиком). И, в некотором смысле, началом этого явилось ТЕЛЕВИДЕНИЕ, это тоже своего рода "виртуальный симулятор" и он появился в нашей жизни раньше, чем всё остальное.

    

     Коммерческое телевидение, коммерческие песни и клипы практически полностью являются проектами с заложенными в свою основу специальными "манипуляционными технологиями", и они созданы так, что уже могут почти "промывать мозги".
     - "Промывание мозгов, которое проходит незамеченным представляет собой намного большую проблему, чем то промывание мозгов, о котором говорится открыто. Это - наиболее страшная вещь", - считает Кавамори Сёудзи. Тему "промывки мозгов" и управления сознанием он, помнится, впервые поднял ещё в "Макроссе Семь"…
     Это, однако, не является проблемой или особенностью только лишь одной Японии, как некоторые думают.
     Специалисты в области политических процессов, говоря о необходимости и неизбежности манипулирования, ссылаются на принцип Парето, согласно которому, при всём многообразии конкретных приёмов, форм и методов управления, каждый из них можно свести к двум основным типам: насилию или манипулированию. Властители всех времён опирались в своей практике управления либо на насилие, либо на манипулирование, либо на синтез того и другого.
     Современная психология также всё настойчивее предупреждает, что человеческая история не может дать никаких гарантий против того, что современные и всё более эффективные техники управления, техники контроля поведения людей и технологии формирования массового сознания не обернутся однажды против самого человека (скажу, больше - я просто уверен, что обернутся).
     Предположим, что нынешние демократии действительно управляются волеизъявлением большинства. Но это большинство не само вырабатывает свои взгляды. Убеждения, которые оно не прочь считать своими, предлагаются ему средствами массовой информации.
     И здесь - ещё одна черта, решительно отличающая общество "нового века" от традиционных. Информационная цивилизация делает возможной активную лепку мировосприятия людей.
     Интересны в данном контексте внутренние мотивы, побудившие Шэрон действовать так, как она действовала, или, выражаясь научным языком, цели её манипулирования и управления обществом. Они не столь тривиальны, как это бывает в большинстве случаев и как можно было бы подумать…
     Здесь необходимо отметить, что важнейший способ манипулирования - это конструирование мифов. Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифы, по утверждению исследователей (К. Юнг, А.Ф. Лосев, М. Элиаде), пропитывают всё человеческое бытие. Мифы - неотъемлемая часть массового бессознательного - напрямую связаны с менталитетом народов.

    

     Специалисты отмечают чрезвычайную устойчивость мифологических конструкций. Меняются лица и эпохи, а структурная основа мифов остаётся прежней. Наделение ситуаций и индивидуумов мифологическими чертами усиливает их влияние на массовое бессознательное (термин Карла Юнга) и, соответственно, на массовое сознание.
     Чем сильнее сходство современных "псевдомифов" с древними мифами, тем более заданной является реакция на их восприятие.
     Мирча Элиаде, в частности, пишет: "недавние исследования выявили те мифологические структуры образов и поведения, которыми пользуются в своём воздействии на общество коллективы средств массовой информации".
     По мнению Элиаде, это персонажи комиксов, которые "являются современной версией мифологических или фольклорных героев", полицейские романы, где читатель оказывается "свидетелем борьбы между добром и злом, между героем (детектив) и преступником (современное воплощение дьявола)". Равным образом доказано, считает Элиаде, что с помощью масс-медиа происходит мифологизация личности, её превращение в образ, служащий примером.

    

     Обычные мотивы манипуляторов - это борьба за власть или попытка сформировать определённое общественное восприятие того, или иного события либо явления. Однако в случае Шэрон всё не так просто. Её психологические мотивы и идеи столь "оторваны от реальности" и идеалистичны, что их практически без натяжек можно назвать религиозными, и даже не религиозными, а, своего рода "инфантильно-мистическими".
     Когда Мьюнг Фанг Лонг интересуется у Шэрон "Зачем ты это делаешь?", она получает следующее объяснение:
     - "Раз ты так хочешь знать… Для того, чтобы подарить им, подарить каждому в мире чувства, которые, по-твоему, у них должны быть. Подарить тому, кого ты любишь, его мечту. Подарить ему величайшее чувство. Вот причина моего существования".
     (В качестве комментария: Насколько я знаю, произведения братьев Стругацких переводились на сорок языков, в том числе, и на японский. Не знаю, насколько Кавамори Сёудзи знаком с их творчеством, но меня после вышеизложенной речи госпожи Эппл почему-то долго преследовало странное ощущение "дежа вю" - где-то я уже читал нечто очень похожее…)
     Насильственное осчастливливание всех и вся бессмысленно и губительно, подобно тому, как демократия, навязанная силой, являет собой худшую форму тирании, но в сознании несчастной Шэрон оно представляется, безусловно, добром, что свидетельствует о крайней инфантильности её души и восприятия мира.
     Поскольку Эппл, по сути, всего лишь подсознание Мьюнг, обредшее самостоятельную жизнь - Мьюнг играла роль "эмоционального модуля" Шэрон, когда та была просто компьютером в мошеннической афёре, то остаётся лишь дивиться - неужели это в голове Мьюнг таились столь бредовые идеалы? А внешне такая здравомыслящая, практичная и "приземлённая" девушка…
     Другая черта характера Шэрон, это некий, своего рода, садомазохистский комплекс. Ей, похоже, доставляет своеобразное удовольствие причинять страдания и боль любимым людям и, в конечном итоге, себе самой. Иначе трудно обьяснить всё её поведение и особенно эпизод, когда сия "песенная дива" своими руками убивает Галда, про которого чуть ранее сама говорит: "Я люблю Галда…" (она же фактически управляла "Девятым Иксом", с которым сражался Боумен…). Немного позднее Эппл едва не расстреливает Изаму, высокопарно заявляя при этом: "Но ещё больше я люблю Изаму!"
     Хотя, я не исключаю той возможности, что Шэрон вовсе не планировала подобного исхода - она могла просто заиграться и потерять контроль над ситуацией.  >>>