Самолеты

     Изначально в соревнованиях принимали участие только сухопутные самолеты – такие, как Sopwith Tabloid и Deperdussin, оснащенные поплавками. Но гонки не проводились во время Первой Мировой войны, а прогресс в авиастроении в те годы шел вперед семимильными шагами и уже на первых послевоенных гонках 1919 года можно было увидеть специально сконструированные гоночные самолеты - Savoia S.13 и Supermarine Sea Lion. А еще через несколько лет гоночные самолеты преобразились - вместо все еще несколько неуклюжих летающих лодок, на соревнованиях появились специально сконструированные поплавковые гидросамолеты, основной идеей конструкции которых был максимально совершенный с аэродинамической точки зрения планер и наиболее мощный (из возможных) мотор. Соответственно, и средняя скорость самолетов победителей выросла – с 189,7 км/ч в 1921 году до 547,3 км/ч в 1931. Основными участниками соревнований были самолеты из Италии, Великобритании, США, а в первые годы – еще и из Франции. Немецкие спортсмены никогда не принимали участия в гонках, несмотря на то, что в 20-х годах Дорнье спроектировал два самолета специально для участия в Кубке, однако ни один из них не был построен. Далее будет вкратце рассмотрено некоторое количество самолетов, участвовавших в гонках, представляя четыре основных страны-участницы – как более известных, так и оставшихся в тени. Стоит заметить, что основная масса этих машин, в особенности – французских, либо никогда не была заявлена на соревнования, либо не прошла квалификационных тестов.

     Итальянские гоночные самолеты.

     Летающая лодка Macchi M-7 удачно дебютировала на гонках 1921 года, где финишировала первой. Более того, даже в следующем году она сумела прийти к финишу четвертой! На фотографии можно увидеть M-7bis, с номером 10, участвовавшую в гонках 1922 года под управлением Пьеро Корньолино. В качестве силовой установки был использован 260-сильный двигатель Isotta-Frascini. В 1922, Коргнолино закончил гонку со средней скоростью порядка 200 км/ч.


(Macchi M-7)

     Macchi M-19 был построен специально для участия в гонках 1921 года. Его «сердцем» был 680-сильный мотор жидкостного охлаждения Fiat A-14, с четырехлопастным тянущим пропеллером. Несмотря на то, что максимальная скорость самолета была намного выше, чем у выигравшей Macchi M-7, пилот Артуро Дзанетти не смог завершить гонку из-за разрушения коленвала и последующего за этим пожара. Изящно спроектированная летающая лодка-биплан была разрушена при вынужденной посадке. M-17 была небольшой летающей лодкой, построенной специально для участия в Кубке Шнайдера. Было построено два экземпляра с уже знакомым по М-7 мотором Isotta-Frascini мощностью 260 л.с. – первый, под номером 36 был разбит при посадке, но второй (номер на гонках – 9, гражданская регистрация – I-BAHG) участвовал в гонках 1922 года в Венеции, где занял 3-е место. Ее пилотом был Артуро Дзанетти, который завершил гонку со средней скоросьтю в 214 км/ч.


(Macchi M-19)

     Финальным аккордом развития летающих лодок Macchi M-17 и M-19 стал гоночный самолет Macchi M-33, сконструированный для гонок 1925 года в Балтиморе. Но тягаться с новым поколением поплавковых самолетов – один из построенных M.33 решили не использовать в соревнованиях, а второй завершил полет на последнем месте, показав среднюю скорость, на 100 км/ч меньшую, чем у победившего самолета Curtiss.


(Macchi M-33)

     Macchi разработал абсолютно новый гоночный самолет – поплавковый низкоплан, с наиболее мощным из доступных двигателей – 800-сильным Fiat A.S.2. Под названием M-39 (не путать с британским самолетом Майлза), три самолета этого типа были построены для гонок 1926 года в Hampton Roads, США. Четвертая машина, с менее мощным двигателем была построена в качестве тренировочной, но была разбита на озере Варезе во время испытательных полетов. Пилот, капитан маркиз Витторио Чентурионе, капитан итальянской команды, погиб. Все три гоночных самолета приняли участие в гонке, но капитан Ferrarin был вынужден завершить гонку на 4-ом круге из-за перегрева двигателя. Марио де Бернарди и Адриано Бакула заняли первое и третье места, уверенно превзойдя американские гоночные машины-бипланы. Средняя скорость самолета Марио де Бернарди составляла невероятные для этого времени 396.85 км/ч. Фото, демонстрирующее M-39, в настоящий момент высталяется в музее итальянских ВВС в Винья ди Валлэ, близ Рима.


(Macchi M-39)

     Для гонок 1927 года Macchi построил три самолета под индексом M-52, в значительной мере основанные на конструкции M-39. Один из них был оснащен двигателем Fiat A.S.2 (800 л.с.), а два других – его форсированной версией, выдающей 1000 л.с. Размах крыла у M-52 был меньше, нежели у M-39, а поплавки уменьшились в длине и объеме. Максимальная скорость M-52, оснащенных тысячесильными двигателями могла превышать 480 км/ч. Все три машины принимали участие в гонках 1927 года, под управлением капитана Фредерико Гуацетти, майора Марио де Бернарди и капитана Артуро Феррарина, но ни один из них не сумел финишировать – Бернарди пришлось совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем, Феррарин из-за аналогичных проблем завершил гонку еще на первом круге, а Гуацетти завершил гонку на шестом круге из-за течи в топливопроводе. Можно сделать вывод, что самолет M-52 на гонках 1927 года не принес удачи итальянцам.


(Macchi M-52)

     Для гонок 1929 года, главный конструктор Macchi Марио Кастольди спроектировал модернизированный M-52, названный M-67, оснащенный трехрядным двигателем Isotta-Fraschini мощностью в 1800 л.с., (выступающих из обводов на носовой части фюзеляжа). Дополнительное охлаждение осуществлялось с помощью двух жидкостных радиаторов, установленных по бокам фюзеляжа. Было построено три экземпляра но один из них разбился во время испытаний над озером Гарда, унеся жизнь пилота Джузеппе Мотта. Это означало, что в гонках смогут принять участие только два M-67, поэтому в команду был включен один самолет M-52. По иронии судьбы, ни один из M-67 не смог завершить гонку – Джиованно Монти вышел из соревнований из за проблем с двигателем, а Ремо Кардрингер был вынужден прервать гонку из-за отравления выхлопными газами. Единственным итальянским пилотом, завершившим гонку стал Даль Молинь на старом M-52, занявший третье место.


(Итальянская команда на гонках 1929 года)

     Менее успешным претендентом на участие в гонке 1929 года стал Savoia-Marchetti S.65 – самолет необычной конструкции, с коротким фюзеляжем, двумя двигателями Isotta-Fanchini Asso V-12 мощностью в 1080 л.с. каждый, установленными в носовой и хвостовой части самолета, и одним килем, установленным на короткой хвостовой балке. Из-за двигателя огромной мощности S.65 имел все шансы на победу, но не сумел пройти предварительные испытания ввиду перегрева двигателя. Через год самолет был потерян в авиакатастрофе над озером Гарда, пилот Даль Молинь погиб.


(Savoia-Marchetti S.65)


(Savoia-Marchetti S.65)

     Еще одним «неудачником», претендовавшим на участие в гонках 1929 года был Piaggio P.7 – так же, как и Savoia-Marchetti S.65, самолет необычной конструкции. В отличие от большинства самолетов, участвовавших в гонках, он не был оснащен поплавками, вместо них использовались две короткие гидро-лыжи и установленный в хвостовой части гребной винт. В качестве силовой установки использовался 970-сильный двигатель Isotta-Frascini, вращавший не только двухлопастной пропеллер на носу, но и гребной винт. Из-за проблем с передачей мощности на гребной винт P.7 на испытаниях (пилот - Даль Молинь) так и не оторвался от воды, совершив только несколько пробежек по озеру Гарда, после чего работы над проектом были закрыты.


(Piaggio P.7)

     Основываясь на успехе гоночных самолетов Macchi, Fiat решил построить собственный планер для своего двигателя жидкостного охлаждения A.S.5 V-12 и принять участие в гонках 1929 года. Было построено три (по другим данным – четыре) экземпляра под обозначением C-29, первый из которых использовался для статических испытаний. Первый летающий прототип, в отличие от последующих, не имел подфюзеляжного киля и открытую кабину. Скорее всего, первый, не имевший регистрационного номера, самолет, позже был перестроен в первый из двух гоночных самолетов, с регистрационными номерами MM129 и MM130. MM129 был разбит после взлета с озера Гарда, но летчик-испытатель Франческо Агелло не получил серьезных травм. MM130 был доставлен в Calshot, как запасной самолет, на случай, если один из Macchi не смог бы принять участия в гонках, но в соревнованиях не участвовал. В настоящее время MM130 выставлен в музее ВВС Италии, в Винья ди Валлэ.


(Fiat C-29)

     Без сомнения, последний итальянский гоночный самолет, созданный для участия в Кубке Шнайдера имел все шансы стать победителем - созданный Марио Кастольди MC.72, имел наименьший из возможных планер в сочетании с наиболее мощным из имеющихся двигателей - Fiat A.S.6, спарку из двух A.S.5, вращающий два соосных пропеллера в противоположные стороны и выдающий мощность в 2600 л.с (по другим данным - 3000 и даже 3100 л.с.). Для охлаждения радиаторы были установлены везде, где только оставалось место – даже в крыльях и поплавках.


(MC.72)

     Всего было построено четыре MC.72, но управление этим темпераментным монстром было нелегкой задачей и три из четырех были разбиты. Единственный из MC.72 был заявлен на участие в соревнованиях, но из-за проблем с перегревом двигателя не принял участия в гонках, фактически подарив Кубок британцам - Supermarine S.6B остался единственным участником. Потенциал этого самолета был раскрыт через три года, когда Франческо Агелло установил на MC.72 абсолютный мировой рекорд скорости – 709 км/ч, который и до сих пор не побит в категории поплавковых гидросамолетов. Этот MC.72 можно увидеть в музее итальянских ВВС в Винья ди Валлэ.


(Франческо Агелло на фоне MC.72)