Небольшое вступление (или почему именно этот текст)

     Если дирижабли, хороший табак, небоскребы и океанские корабли достаточно уверенно затронуты в тематике дизельпанка, то одно из ярчайших явлений - воздушные гонки несправедливо обойдены вниманием. Им хоть и уделяется место в авиационных сообществах, но по горькой иронии, на них редко попадались "самолеты-курьезы" - воздушные гонки были пристанищем самолетов-спортсменов, в которых каждая деталь служила для достижения наивысшего результата. И вот, решив написать про это явление, я начал разбирать источники - и натолкнулся на материал по соревнованиям на приз Шнайдера, который поразил меня полнотой подобранной информации и качеством ее изложения. Внезапно пришло понимание, что про эти соревнования лучше я напишу очень вряд ли - а вот перевести, пожалуй, есть смысл попробовать. И, спросив разрешения у источника, было решено приступить к переводу. Поскольку в изначальном виде текст занимает около одного авторского листа (сиречь, 40 000 знаков), я буду публиковать его по мере перевода более-менее законченных частей. Буду надеяться, что это не слишком скучная затея для тех, кто читает этот журнал.

     Вступление

     В то время, когда гидросамолеты только научились отрываться от водной поверхности, француз Жак Шнайдер в 1911 году на торжествах, посвященных четвертым ежегодным гонкам на приз Джеймса Гордона Беннета (авиагонки, в которых принимали участие сухопутные самолеты), представил проект проведения аналогичных гонок для гидросамолетов и летающих лодок. Одним из правил соревнований на кубок Шнейдера стало проведение последующих гонок страной, которая выигрывала предыдущие. Официальным названием приза (на французском) стало “Coupe d’Aviation Maritime Jacques Schneider”.
     Если аэроклуб выигрывал три соревнования в течении пяти лет, они навсегда сохраняли кубок, а пилот-победитель получал приз в размере 75 000 франков. Гонки проходили под контролем F.A.I. (Federation Aeronautique International) и Аэроклуба принимающей страны. Каждый клуб мог выставить до трех соревнующихся самолетов, но это количество должно быть равным для всех клубов, представленных на соревнованиях (как можно будет заметить дальше по тексту - равным должно быть количество самолетов, заявленных к соревнованиям, при этом некоторые из них могли не пройти квалификацию и в самой гонке могли участвовать, например, два американских и один итальянский самолет - прим. мое). Жак Шнайдер, сын богатого производителя вооружения, считал, что гидросамолет – наилучший и наиболее быстрый способ пересекать океаны: не нуждающийся в аэропортах и взлетных полосах, имеющий возможность использовать любые гавани, доступные для кораблей, гидросамолет, по его мнению был единственным видом транспорта, подходящим для решения подобных задач. Подобная точка зрения вылилась не только в значительное развитие конструкций гидросамолетов в последующие годы, но и в создание нового поколения мощных авиационных двигателей. Внушает уважение тот факт, что самолет Macchi-Castoldi MC-72, созданный для гонок в Кубке Шнайдера (однако не принявший в них участия), установил мировой рекорд скорости для гидросамолетов, который не побит до сих пор.

     Жак Шнайдер умер 1 мая 1928 года, в возрасте 49 лет, в бедности, в то время, как огромные суммы денег были потрачены на соревнования, которые были им основаны. В этой статье будут описаны не только наиболее известные самолеты, созданные для участия в Кубке Шнайдера, но и менее знаменитые – некоторые из которых даже не прошли квалификацию. Важно заметить, что наградой Кубка Шнайдера, несмотря на подобное название во многих языках, является не кубок, более правильно было бы назвать его «призом Шнайдера» – он представлял из себя скульптурную композицию из бронзы и стекла, которая представляла героев античной мифологии. В настоящий момент скульптура выставлена в Научном Музее Лондона – ее можно увидеть в той части экспозиции, где выставлен Supermarine S-6B.

     Места проведения и результаты.

     Первая гонка на приз Шнайдера была проведена в 1913 году, в Средиземном море, возле порта Монако, длина маршрута составляла 10 километров, маршрут должен был быть пройден 28 раз. Поскольку гонка была выиграна французским пилотом, в следующем году организатором снова становилась Франция. Для гонок 1914 года был выбран тот же маршрут. Победителем соревнований стала Великобритания, но проведению гонок 1915 года помешала начавшаяся мировая война и следующие гонки были проведены в 1919 году, в районе гавани Poole, Bournemouth. Из-за плотного тумана только один самолет, управляемый итальянцем Janello, сумел пролететь 20-мильную дистанцию десять раз. Но поскольку в качестве точки для разворота он использовал лодку, лежащую на берегу (т.е. фактически - вышел за пределы трассы - прим. мое), гонщик был дисквалифицирован, а гонка объявлена несостоявшейся и считалась такой до 1922 году, когда Janello был официально обьявлен победителем.
     Несмотря на дисквалификацию Janello, Италия подготовилась к проведению соревнований в 1920 году. Они проводились в Адриатическом море, близ порта Lido, трасса соревнований представляла из себя треугольный маршрут, протяженностью 37,117 км, который необходимо было пролететь десять раз. Только один пилот, итальянец Luigi Bologna прошел все квалификационные испытания и выиграл гонку (в которой, правда, кроме него не принимал участия ни один пилот) на летающей лодке Savoia S.12bis. В 1921 году соревнования прошли в Венеции, маршрут длиной 24,6 км должен был быть пройден 16 раз. И снова только итальянские экипажи смогли пройти квалификацию – единственный участник соревнований из Франции Sadi Lecointe на Nieuport-Delage выбыл из гонки, т.к. его самолет не прошел испытания на мореходность. Соревнования выиграл итальянский пилот Giovanni de Briganti на Macchi M.7, два других итальянских пилота не смогли завершить гонку. Победа итальянцев означала проведение соревнований 1922 года в Италии (а если бы Janello не числился на 1921 год дисквалифицированным - то и выигрыш Италией приза - прим. мое). Они проходили над Неаполитанским заливом со стартовой и финишной точкой в гавани Неаполя. Треугольный маршрут имел протяженность 28,5 км, участникам было необходимо пролететь его 13 раз. Несмотря на хорошую подготовку команды Италии, соревнование выиграл британский пилот Henry Biard на Supermarine Sea Lion II со средней скоростью 145.7 миль в час. Второе, третье и четвертое место получили итальянцы.
     Соревнования 1923 года были организованы Соединенным Королевством на острове Wight. Маршрут длиной в 37,2 километра с точками разворота в гавани Cowes на острове Wigth и Selsey на основной территории Британии должен был быть проделан восемь раз. В этих соревнованиях впервые дебютировали гонщики из Соединенных Штатов со специально подготовленными для гонок гидросамолетами. Лейтенанты David Ritterhouse и Rutledge Irvine уверенно завоевали первое и второе места на Curtiss CR-3, показав максимальную скорость на 36 км/ч большую, чем Henry Biard, финишировавший третьим на старом добром Sea Lion. Только эти три пилота и смогли завершить гонку.

     Поскольку победителем стал американец, гонка 1924 года должна была пройти в Балтиморе, по треугольному маршруту над Chesapeake Bay. Команда США была хорошо подготовлена к гонке, но поскольку Британия и Италия не успели подготовить свои самолеты, американцы проявили настоящий спортивный дух и перенесли гонку на следующий год. Гонку 1925 года в Балтиморе уверенно выиграл Jimmy Doolittle на Curtiss R3C, британский пилот Hubert Broad на Gloster III финишировал вторым, а итальянец de Briganti – третьим и последним: остальные участники соревнования либо отказались от гонки, либо не смогли пройти предварительных тестов. В частности, британской команде чрезвычайно не повезло с новым гоночным самолетом Supermarine S.4 – управляемый Henry Biard, он на большой скорости врезался в водную поверхность. Причиной аварии стал флаттер, пилот выжил. Гонку 1926 года также провели в Соединенных Штатах и снова поблизости Chesapeake Bay, однако начальной и конечной точкой треугольного маршрута над Hampton Roads waters длиной в 50 км стала база ВМС в Норфолке. Маршрут было необходимо пройти семь раз. Поскольку британцы не выставили ни одного участника, борьба разворачивалась между итальянцами и британцами. Победителем стал майор Mario de Bernardi на Fiat A.S.2, лейтенанты Frank Schilt и Adriano Bacula завершили гонку с «серебром» и «бронзой», четвертое место получил лейтенант William Tomlinson на Curtiss Hawk.
     Соревнования 1927 года проводились в Венеции, пятидесятикилометровый маршрут над Адриатическим морем стартовал и финишировал напротив гостиницы «Эксельциор» на бульваре Лидо. Маршрут было необходимо преодолеть семь раз. Гонку сумели завершить только флайт-лейтенанты Webster и Worsley на Supermarine S.5, остальные участники были вынуждены завершить гонку досрочно.
     Ввиду возрастающей стоимости постройки самолетов и времени, требующегося на это, было решено проводить гонку раз в два года, а не ежегодно. Гонка 1929 года была проведена в Британии неподалеку от базы морской авиации Calshot на южном побережье Англии. флайт-офицер Waghorn на Supermarine S.6 с двигателем Rolls Royce ‘R’ победил итальянского пилота Dal Molin на Macchi M.59R с преимуществом в средней скорости более 70 км/ч. D’Arcy Greig на Supermarine S.5 финишировал третьим, флайт-офицер Atcherly также сумел завершить гонку но был дисквалифицирован, поскольку на его самолете произошел отрыв пилона.
     Выиграв два соревнования подряд, Британия нуждалась в третьей победе, дабы стать постоянным обладателем Приза Шнайдера. Однако над проведением гонок 1931 года нависла угроза, поскольку итальянцы пришли к выводу, что гоночный самолет Macchi-Castoldi MC.72 может быть не готов к началу соревнований. Более того, с британской стороны RAF отказался финансировать соревнования, поскольку «не видел дальнейшей нужды в финансировании этих дорогих гидросамолетов». В последний момент, состоятельная британская вдова, леди Houston, оказала финансовую поддержку, достаточную для дальнейшей модернизации Supermarine S.6. С модернизированным двигателем, этот самолет получил иднекс S.6B. Поскольку соперников у британцев не нашлось, британской команде было бы необходимо просто пройти маршрут длиной в 50 км семь раз, что и было сделано флайт-лейтенантом J.N. Boothman на S.6B со средней скоростью в 547 км/ч, навсегда оставив Приз Шнайдера в Британии.

     (Продолжение следует. В последующих частях мы рассмотрим, какие самолеты использовали в разное время команды разных стран)