Назад
Оглавление
Вперед


ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

В начале тридцатых годов, после успешно проведенной коллективизации сельского хозяйства в молодой Стране Советов начался бурный рост промышленности. Партия взяла курс на ускоренную индустриализацию: строились тысячи новых фабрик и заводов, доменых печей и гидроэлектростанций, железных дорог и каналов, в прежде пустынных районах вырастали целые города. Днепрогэс, Московский метрополитен, Комсомольск-на-Амуре... Зарубежные капиталисты уже смирились с тем, что Советская Власть пришла навсегда, что прошлого не вернуть, и начали торговать с первым государством рабочих и крестьян. СССР активно закупал станки и другое промышленное оборудование, тракторы, паровозы, корабли. В кратчайшие сроки по зарубежным лицензиям были построены Горьковский Автозавод (ГАЗ), Завод имени Сталина (ныне ЗИЛ), было налажено производство самолетов немецкого конструктора Хьюго Юнкерса. С каждым днем рост грузооборот, и все яснее становилась необходимость увеличенния пропускной способности транспортных артерий страны. Основным резервом выступали водные маршруты. Так родились проект по использованию для навигации северного морского пути и грандиозный план строительства каналов, превративший Москву в порт пяти морей.
Миновал угар НЭПа, вместе с ним канула в лету и Артель по производству гармошек. Теперь Геннадий Икарьев работал в Ленинградском отделении Комиссариата путей сообщения. Неудивительно, что уже в 1933 году он вышел с предложением о разработке специальных строительных машин для работы в тяжелых условиях Севморпути и Туркестано-сибирской Магистрали. Проект предполагал использование шагающих механизмов, оснащенных универсальными манипуляторами для различного рода инструментов. Машина, получившая предварительный индекс ГУнДАМ - Гигантская Универсальная Дорожная Антропоморфная Машина. Проект заинтересовал руководство Комиссариата ПС, и Икарьеву было поручено сформировать и возглавить работу Особого Конструкторского Бюро №3. С тех пор 18 ноября 1933 года считается официальным днем рождения ОКБ БМА. Широко распространенные сегодня шагающие экскаваторы - прямые потомки первых машин типа "ГУнДАМ".


Первые проекты группы Икарьева по созданию кабины управления ГУнДАМ. 1932 год.

За неполные пять месяцев был полностью разработан рабочий комплект чертежей ГУнДАМ, и уже в мае 1934 на Сталинградском тракторном заводе были заложены первые три машины для Турксиба. Строительство было завершено в октябре того же года, и направленные в Среднюю Азию ГУнДАМы значительно ускорили завершение строительства как Турксиба, так и Каракумского канала. Именно успешное применение ГУнДАМ №2 в Каракумах подвигло ОКБ №3 на разработку специальной модификации для начавшегося вскоре строительства Беломоро-Балтийского канала. ГУнДАМ №4 могла не только копать, рыть и прокладывать траншеи, но располагала семью удобным рабочими местами для расчетов станковых пулеметов из состава войск конвоя Народного Комиссариата Внутренних Дел.


Схема плана строительства каналов типа "Море-море" в СССР в первые пятилетки.

Именно на испытаниях ГУнДАМ №4 Икарьев познакомился с начальником Бюро Особых Конструкций Гроховским. Этот неугомонный изобретатель, автор летающих танков, обитаемых морских мин, первых ракет для воздушного боя и многих других проектов новейшей военной техники и технологии сразу нашел общий язык с молодым начальником ОКБ БМА (именно тогда за ОКБ №3 окончательно закрепилось сначало неофициальное название ОКБ Био-Механических Агрегатов). Поскольку ГУнДАМы уже не требовали особо пристально внимания со стороны конструктора, Икарьев согласился в сотрудничестве с БОК поработать над такими проектами, как механизм автоматического заряжания для линкоров и орудий береговой артиллерии и самодвижущийся понтонный мост, имеющий возможность передвигаться от одной водной преграды к другой в буквальном смысле "на своих двоих" - мост складывался в несколько раз, а затем выставлял наружу от восемнадцати до сорока четырех (в зависимости от длины моста) лап и со скоростью более 40 км/ч семенил по пересеченной местности; расположенные в специальных гнездах по бокам моста батареи 37- и 85-мм универсальных орудий превращали мост во внедорожный бронепоезд, способный прикрывать колонну войск как от наземного, так и от воздушного противника.


Проект самоходного бронированного понтонного моста. 1937 год.

К сожалению, в конце тридцатых годов осложнившаяся международная обстановка вызвала в нашей стране возникновение ряда негативных явлений, в том числе и рост всеобщей подозрительности. В результате по стране прокатился ряд арестов и необоснованных репрессий. Гроховский был арестован, БОК закрыто, все работы заморожены. Тесное сотрудничество с Гроховским послужило причиной ареста Геннадия Икарьева и ряда его ближайших сотрудников. На закрытом судебном процессе Икарьев был обвинен во вредительстве и осужден на восемь лет лагерей споследующим поражением в правах еще на пять лет.


Назад
Оглавление
Вперед